Странные танцы
Объясняя, почему «юбилейный» (на самом деле фестивалю нынче исполняется всего 25 лет, а вовсе не 50) Пушкинский театральный получился длиннее, чем обычно, Дмитрий Дмитриевич сказал, что и дата обязывает, и желание организаторов, чтобы спектакли увидели «не 120 человек, а хотя бы 240».
Журналистов больше всего заинтересовал заявленный в афише фестиваля «иммерсивный» спектакль «в жанре социальной хореографии» под названием «Онегин-жест». Что, мол, это такое?
Дмитрий Месхиев сказал, что это спектакль «нашей дирекции и нашего театра» - «чистый эксперимент». По его словам, ничего подобного в России ещё не было, Псковский театр драмы будет первым. Если, конечно, всё получится, как задумано.
«В этом спектакле нет артистов и нет зрителей, потому что все его участники одновременно и артисты, и зрители». Они и будут создавать действо – «практически онлайн», сказал Дмитрий Дмитриевич.
Авторы спектакля (хореограф Татьяна Гордеева и режиссёр Екатерина Бондаренко), конечно, разработали некие правила, которым все должны будут подчиняться, но никто, кроме них, заранее этих правил не знает, пояснила директор Пушкинского театрального фестиваля Марина Николаева.
Это будут «не совсем танцы», заявила она, а, скорее, «актуализация повседневных практик в контексте «Евгения Онегина».
В фестивальной афише запланировано два показа этого «иммерсивного» спектакля. «Естественно, они будут разные», - уточнил Месхиев. И добавил, что никакой специально хореографической подготовки для участия в этих спектаклях от зрителей не требуется:
«Ни акробаты, ни клоуны нам там не нужны!»
А поговорить?
Журналисты в ответ поинтересовались, будет ли потом обсуждение этого спектакля. Дмитрий Дмитриевич воодушевился и пообещал после фестиваля пригласить и зрителей, и журналистов на специально организованную дискуссию: «Договорились!».
Соответственно, завсегдатаи Пушкинского театрального фестиваля тут же напомнили его новому продюсеру, что в прежние годы критики ежедневно публично обсуждали каждый спектакль на заседаниях лаборатории под председательством Владимира Рецептера.
Не пора ли, дескать, возобновить эту практику.
Но Дмитрий Дмитриевич старательно делал вид, что не понимает, о чём это мы, и твердил, что профессиональные критики на фестиваль и так приедут, а значит, и молчать не будут.
Тогда его спросили, не помешает ли их искренности ангажированность. Дмитрий Месхиев с негодованием отверг это предположение, а Марина Николаева добавила, что это вышло бы слишком дорого – покупать настолько именитых театроведов.
Тогда речь зашла о другой «лаборатории» фестиваля (не Рецептера, а Лоевского), в рамках которой приезжие режиссёры по уже заведённой традиции будут в считанные дни создавать в Псковском театре драмы «эскизы» спектаклей. И тут журналисты спросили Месхиева, почему ни один из прошлогодних эскизов так и не вылился потом в полноценную постановку.
Дмитрий Дмитриевич тут же пообещал, что уже летом Псковский театр драмы наконец-то начнёт репетировать с режиссёром Николаем Русским спектакль «Капитанская дочка» по эскизу, который оказался в прошлом году лучше всех остальных, но самому Месхиеву, как все помнят, не понравился.
А может, это будет и не «Капитанская дочка», на всякий случай оговорился руководитель Театрально-концертной дирекции Псковской области.
По шесть, но вчера, по две, но завтра
Подавленные количеством предложений 25-го Пушкинского театрального фестиваля журналисты решили выяснить у Месхиева, на какие три спектакля он бы непременно сходил, если бы ему пришлось выбирать только три.
Дмитрий Дмитриевич отказался отвечать на этот вопрос и назидательно объяснил, что «это было бы некорректно по отношению к другим гостям фестиваля».
Он добавил, что не хочет ни одному спектаклю отдавать предпочтение ещё и потому, что «мы собрали, я считаю, очень сильную и интересную программу», в которой провинциальные театры ни в чём не уступают столичным, а иногда «даже выше, лучше и серьёзней».
«Я бы пошёл на ВСЁ!» - распалился Дмитрий Дмитриевич. И посоветовал всем псковским любителям театра просто уйти на время фестиваля в отпуск, чтобы ничего не пропустить: «Вы же не поедете потом специально в Кемерово смотреть спектакли Кемеровского театра».
Марина Николаева заодно уточнила, что Кемеровский театр приезжает на Пушкинский фестиваль в рамках проекта «Большие гастроли» и поэтому даст в Пскове дополнительно ещё два спектакля.
«Театр Наций», как выяснилось, тоже приедет на Пушкинский театральный за счёт «Больших гастролей». На его спектакли Дмитрий Дмитриевич посоветовал псковичам сходить, например, потому что «а знаете, сколько туда в Москве стоят билеты? - десять тысяч!»
- Шесть… - тихо поправил кто-то из знающих людей.
- Самые дорогие – по пятнадцать! – не сдавался Месхиев. - А у нас самые дорогие билеты по 2 тысячи рублей, а средняя цена – тысяча.
По его словам, учитывая экономическое положение псковичей, Театрально-концертная дирекция, конечно же, постаралась приблизить цены фестиваля к ценам на псковские репертуарные спектакли, «хотя затраты совсем другие, вы же понимаете».
На детские спектакли и на эскизы билеты будут продаваться и вовсе по 200 рублей.
Авангарда не будет
Откроется фестиваль спектаклем Псковского театра драмы «Каштанка» в постановке «псковички, которая стала звездой, Заслуженной артистки России… («она же у нас Заслуженная?» – уточнил Месхиев у кого-то из подчинённых) Юлии Пересильд».
А закроется, как и в прошлом году, спектаклем Санкт-Петербургского театра «Мастерская» - «Живи и помни».
«Но будут и ещё сюрпризы. Во время закрытия – точно».
Дмитрий Месхиев только настоятельно просил передать псковским зрителям, чтобы они заранее узнавали, «на что идут», «а не то получится, как в прошлый раз – когда одна половина зала ругается, а другая восхищается».
При этом он постарался успокоить псковских театралов, что они могут покупать билеты на 25-й Пушкинский театральный фестиваль «с меньшей опаской», чем на 24-й. Потому что «авангарда», как в прошлом году, нынче «не будет». Организаторы, объяснил он, «осознанно» выбрали для фестиваля спектакли с «классической интерпретацией». Потому что он же «юбилейный».
Дмитрий Дмитриевич, конечно, оценил поднятую в прошлом году вокруг Пушкинского театрального фестиваля шумиху и даже согласился, что она во многом усилила интерес ко всему происходившему. Но почему-то не захотел больше рисковать.
…Несмотря на все прошлогодние кулуарные заверения организаторов, что они ничуть псковской публики не испугались и будут продолжать эпатировать нас в том же духе.
Ольга Миронович.