В тёмном лесе, в тёмном лесе
Директор ООО «Августина» Максим Сладковский спланировал там, во-первых, мелиоративные работы, поскольку это место заболочено не столько по естественным причинам, сколько из-за того, что туда сливается канализация из военного городка. Соответственно, авторы проекта предлагают прежде всего установить там очистные сооружения, а уж потом заняться дорожками вдоль ручьёв, может быть, поставить на специально спроектированных площадках скамейки…
«Освещение ведь вы вряд ли там разрешите…» - предположил докладчик, прекрасно понимая, что фонарные столбы могут испортить вид на монастырь, как это уже случилось с «ватными палочками» по периметру Псковского кремля.
И сказал он, что это хорошо
Директор треста «Зеленхоз» Михаил Шараев как один из соавторов проекта уточнил, что возле Мирожского монастыря насчитывается до десяти родниковых выходов. По его словам, это уникальная для Пскова влажная зона – настоящий подарок горожанам. Надо только расчистить её от сорняков и высадить на их месте характерные для такого влажного микроклимата растения.
И тогда можно будет водить туда студентов и школьников на открытые занятия по изучению местной флоры.
Кроме кустов-сорняков возле Мирожского монастыря придётся вырубить 33 аварийных дерева. Это в основном тополя, а также суховершинные ясени и клёны. Вместо них проектировщики намерены продлить берёзовую рощу, добавить чёрной ольхи, а на склоне, где посуше, высадить несколько сосен, елей и можжевельник.
Плюс сформировать вдоль дороги живую «кулису», которая бы отгородила этот «водно-ботанический сад» от «неприглядной» жилой застройки. Потому что там на Красноармейской, 19-а «шанхай, с которым непонятно что делать».
Получится смешанный лес с дорожками вдоль ручьёв и с учебной площадкой. Или даже с двумя учебными площадками.
Это будет хорошее дело, Псков сможет такой новой парковой зоной гордиться, уверен Михаил Васильевич. А то сейчас там «неприглядная ситуация».
После этих слов некоторые из членов экспертного совета даже размечтались о «лягушатнике» возле Мирожского монастыря, имея в виду пляж для маленьких детей. Пока коллеги им не напомнили, что в это место вообще-то стекается канализация не только из военного городка, но и из самой обители.
Диснейленда не надо
Тогда председатель Госкомитета Псковской области по охране объектов культурного наследия Елена Яковлева напомнила авторам проекта, что речь идёт о естественной среде вокруг чуть ли не самого ценного памятника псковской истории и архитектуры. И что разработчикам следовало бы прежде всего подумать о том, как номинант в Список Всемирного наследия будет выглядеть после всех этих преобразований со стороны той же Красноармейской набережной.
Дескать, не повредит ли этот водно-ботанический сад художественному восприятию Мирожского монастыря.
Надо, мол, постараться замаскировать это благоустройство под естественную природную среду, чтоб не получился «диснейленд». Ведь туристы, рассказала Елена Александровна, не устают изумляться, как это псковичам удалось сохранить вокруг монастыря такой первозданный вид.
По мнению председателя Госкомитета по охране объектов культурного наследия, проектировщикам, прежде чем бросаться словом «неприглядная», следовало бы изучить историю использования этой территории.
Архитектор Галина Гофман тоже посчитала, что в проекте «всё слишком зарегулировано». По её словам, чтобы замаскировать окультуривание этой территории, надо хотя бы сделать дорожки вдоль ручьёв разной ширины.
Вы и убили-с
Искусствовед Игорь Лагунин на правах бывшего музейного хранителя Мирожского монастыря сказал, что у него вообще «сердце болит» от таких проектов.
В своё время он всячески старался уберечь территорию вокруг монастыря от «благоустройства» - и вот. Сначала возле монастыря возник дендропарк, который, как считает Игорь Иванович, никакого отношения к памятнику не имеет, теперь с какой-то стати добавится «водно-ботанический сад»…
«Тут нужен более тонкий подход! Иначе вслед за лавочками возле монастыря появятся мусорные баки и т.д и т.п.» «А в итоге мы убьём памятник, который чудом сохранил до наших дней своё историческое природное окружение».
Если уж благоустраивать эту территорию, то надо и мельницу восстановить, предложил Игорь Лагунин. Во всяком случае, он заявил, что такие благоустройства должны основываться на исторических изысканиях.
«Не в дорожках дело! Происходит эрозия городской исторической среды! Вот уже и к зелени подобрались!»
Ёлки-иголки
Заместитель председателя Псковского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и архитектуры Ирина Голубева тоже за исторические изыскания. Она сказала, что проектировщики могли бы, например, провести историко-культурное исследование, как менялось русло реки Мирожи.
Но при этом Ирина Борисовна за «оздоровление» этой территории, потому что в половодье вода из реки заливает подклет дома настоятеля, что, конечно, может навредить памятнику ещё больше, чем возможное благоустройство вокруг него.
Надо только продумать все видовые площадки вдоль Красноармейской набережной, добавила она. Может, запланированная древесная кулиса не должна быть сплошной?
К тому же Ирина Борисовна категорически против хвойных. Она напомнила, что хвойные породы в исторический центр Пскова были завезены, когда финны из дружеских побуждений благоустраивали парк «Куопио» на берегу реки Псковы. Отказываться было неловко, вот городские власти и наворотили. А на самом деле хвойные для псковского городского пейзажа нехарактерны.
«Поэтому голая скала лучше на ландшафт сработает, чем этот ваш можжевельник!»
В три жёрдочки берёзовый мосток над тихою речушкой без названья
Вот тут-то Елена Яковлева и заметила, что участники дискуссии, как обычно, стали разрываться «между соблазном развивать и желанием сохранить».
В любом случае нельзя проектировать благоустройство такой территории в отрыве от памятника, заявила она.
А когда архитекторы начали критиковать квадратные площадки, которые авторы проекта придумали для занятий со школьниками, вообще сказала, что не будет против, если этот уголок Пскова так и останется недоступным для массового посещения.
В конце концов авторов проекта обвинили в том, что они «самоизолировались» от Мирожского монастыря, и посоветовали им постараться сделать так, чтобы вокруг памятника ни в коем случае не возникло никаких ровно постриженных газонов.
И чтобы он со стороны Красноармейской набережной был не загорожен «кулисами», а стал бы смотреться ещё лучше прежнего.
- Может, вы там просто мосток через речку отремонтируете – и всё?
Ольга Миронович.
P.S. Пока я писала этот репортаж, разработчики успели подготовить новый вариант проекта мирожского «водно-ботанического сада» - менее «зарегулированный»: