В зале Псковской городской Думы состоялась пресс-конференция начальника отдела зарубежных связей и Ганзейского движения гордумы Татьяны Пустошкиной, а также бывшего главного казначея ганзейского города Герфорда и бывшего члена президиума, а ныне почётного члена Международного Ганзейского союза Нового времени Манфреда Шуркампа, к официальному визиту которого это мероприятие и было приурочено.
Как ветеран Ганзейского движения Манфред уже сошёл с дистанции, поскольку перестал быть муниципальным служащим, но его восхищение подготовкой Ганзейских дней 2019 года всегда востребовано псковскими чиновниками, поэтому он желанный гость на всех псковских окологанзейских мероприятиях. Вот и на этот раз его представили журналистам как человека, который «сильно разбирается в Ганзейском движении».
Манфред начал с того, что дежурно повосторгался происходящими в Пскове положительными изменениями и в который раз высказал уверенность, что иностранные ганзейцы получат от псковских Дней 2019 года незабываемые впечатления. Ему особенно нравится, как преобразились псковские набережные вокруг и около кремля.
Шире круг
Корреспондент «Московского комсомольца в Пскове» уточнила, в курсе ли господин Манфред, что церемония открытия Ганзейских дней 2019 года будет проходить не на этих прекрасных набережных, преобразившихся благодаря проекту «Туристско-рекреационный кластер «Псковский», а на реконструированном стадионе «Машиностроитель», который не имеет никакого отношения к истории средневекового Пскова.
Но Манфред и тут псковских чиновников не подвёл.
Он сказал, что для таких мероприятий нужно выбирать площадки попросторнее, ведь на открытии Международных Ганзейских дней обычно выступают не только бургомистры и глава Ганзейского союза Нового времени Бернд Загсе, но и федеральные канцлеры, президенты, а иногда и особы королевских кровей. Например, в Норвегии и Нидерландах участников Ганзейских дней обычно приветствуют члены королевской семьи. Желающих увидеть их вживую так много, что приходится ломать голову над выбором подходящего общественного пространства.
В защиту стадиона «Машиностроитель» Манфред «напомнил» псковским журналистам, как проходила церемония открытия Ганзейских дней в шведском городе Висбю с населением немногим более 20 тысяч человек. Тамошние дни как раз открывала королева Сильвия. По выражению Манфреда, пожелавших на это посмотреть оказалось так много, что пространство вокруг королевы чуть не взорвалось. И где, вы думаете, проходила эта церемония?
«Неужели на стадионе?» - подумали псковские журналисты.
- На главной городской площади!
Роль личности
Лично Манфред, как внезапно выяснилось, очень надеется увидеть на церемонии открытия Международных Ганзейских дней в Пскове президента Владимира Путина. Вот после того, как Почётный член Ганзейского союза Нового времени «переживёт его личность на сцене», да хоть бы и на стадионе, где проще такую сцену соорудить, он с удовольствием отправится на замечательные псковские набережные, а также воспользуется услугами какой-нибудь новой точки общепита.
Под ганзейской шапкой
Манфред рассчитывает в 2019 году не только на псковского Путина, но и на то, что эти Дни помогут нашим двум народам преодолеть «всеобщее эмбарго» и наладить под «шапкой Ганзейского союза» прямые экономические контакты. В подтверждение своих слов он рассказал, как несколько лет назад инициировал приезд в Псков именно по ганзейской линии двух предпринимателей из Германии. Один из них тут же нашёл себе в Пскове делового партнёра. И хотя они тогда скрепили свой договор о сотрудничестве, как и их средневековые предшественники, всего лишь «пожатием рук», это потом вылилось в самое настоящее поддержанное банками письменное соглашение. Манфред пообещал в следующий раз организовать в Пскове пресс-конференцию с участием этих двух деловых партнёров, чтобы они сами рассказали журналистам, как у них продвигается общее дело.
Кроме того, выяснилось, что в этот свой приезд Манфред Шуркамп встретился с и.п. губернатора Псковской области Верой Емельяновой, председателем областного комитета по культуре Жанной Малышевой комитета по экономическому развитию и инвестиционной политике Андреем Михеевым. Те пригласили немецких ганзейцев в лице Манфреда на ежегодный псковский Форум приграничных регионов, где на этот раз будет организована отдельная ганзейская площадка.
Короткое да
Интересно, что в пресс-конференции, которую в пятницу давал Манфред, приняли участие не только псковские журналисты, но и их коллеги из «Тихвинской недели» - правда, заочно. Они передали свои вопросы Манфреду Шуркампу и Татьяне Пустошкиной через руководителя пресс-службы администрации города Пскова. Первым делом они, конечно же, спросили, приедет ли Манфред к ним в Тихвин летом этого года на Русские Ганзейские дни, во время которых «откроется первая в мире Ганзейская библиотека». – Короткое да.
А вот дальше стало интереснее: тихвинцы поинтересовались у Татьяны Пустошкиной, как псковские власти собираются вовлекать в подготовку Международных Ганзейских дней 2019 года простых горожан.
Оказывается, горожанам на этом празднике жизни отведена роль обслуживающего персонала. По предварительной договорённости с Псковским государственным университетом с сентября 2017 года там откроется ганзейский спецкурс (осталось согласовать его с федералами на соответствие образовательному стандарту). В рамках этого спецкурса будущие псковские ганзейские волонтёры будут изучать краеведение, совершенствовать владение иностранными языками, проходить психологические тренинги, а на завершающем этапе учёбы даже овладеют навыками оказания первой медицинской помощи.
Видимо, из опасений, что личность Путина вживую может произвести на иностранных ганзейцев слишком сильное впечатление. А скорая-то помощь теперь в Пскове стремительно выезжает на вызовы не по каждому звонку (сама давеча в этом убедилась, когда пыталась вызвать её к девушке, упавшей в обморок на открытии выставки копий мелётовских фресок в просторном, казалось бы, выставочном зале на улице Ленина, – хоть на стадионе выставки открывай).
Волонтёры, это, конечно, хорошо. Но вообще-то Ганзейские дни как раз для того и придуманы, чтобы взбадривать население бывших в Средние века могущественными, а теперь «малозначительных» европейских городов. У Великого Новгорода это почему-то получилось. Я уже устала рассказывать, что новгородцы к своим Ганзейским дням даже сумели создать общественный фонд и за народные деньги купили рояль «Стейнвей», отремонтировали фасады исторических зданий и дорогу на въезде в город. У них власти ухитрились до такой степени вовлечь горожан в подготовку к празднику, что Новгород до сих пор поднимается на этих дрожжах. Я уж не говорю о том, как новгородцы увеличили благодаря этим Дням туристический поток из-за рубежа.
У нас Ганзейские дни проводятся, похоже, главным образом для того, чтобы получить из федерального центра новые субсидии. Судя по всему, власти не видят в этой ганзейской затее не только никакого морального аспекта, но даже туристических денег. Нам главное отчитаться перед Москвой – вот поэтому на открытии Международных Ганзейских дней в Пскове их организаторы собираются красоваться на фоне реконструированного стадиона «Машиностроитель», а вовсе не на фоне псковских достопримечательностей. Зря новгородские ганзейцы учили псковичей тщательнее выбирать ракурсы для праздничных площадок, чтобы в кадры федеральной и международной хроники попадали лучшие псковские виды.
Знаки
Третий вопрос тихвинцев: что станет эмблемой псковских Ганзейских дней, ведь по регламенту каждый ганзейский город обязан установить в ознаменование этих событий какой-нибудь памятный знак. Допустим, в центре Великого Новгорода благодаря Ганзе появился уникальный фонтан – новая городская достопримечательность.
Татьяна Пустошкина ответила, что на следующей неделе по этому поводу как раз будет заседать комитет по развитию предпринимательства, инвестиционной деятельности, туризму и Ганзейскому движению Псковской городской Думы. Мол, положение о конкурсе проектов такого знака уже готово, если комитет его утвердит, конкурс будет запущен в этом году.
Главное - участие?
Напоследок Манфред счёл своим долгом поагитировать псковских журналистов активнее участвовать в конкурсе «Ганза – связь времён», который зачем-то проводится администрацией города Пскова уже не первый год. Ведь Манфреда включили в жюри этого конкурса.
Кто не знает, этот мертворождённый конкурс ставит своей целью популяризировать Ганзейское движение псковскими силами, но, несмотря на все наши старания, он так до их пор и не впечатлил президиум Международного Ганзейского союза Нового времени.
Практичные немецкие бургомистры, а вместе с ними и мэры других европейских ганзейских городов никак не возьмут в толк, зачем этот конкурс нужен. И я с ними солидарна. Пиарить само по себе Ганзейское движение за кованные псковские статуэтки – даже псковским журналистам не очень интересно. А зачем псковские власти тратят на эту затею собственные силы и деньги налогоплательщиков – вообще уму непостижимо.
Повторяю для тех, кто в танке гордуме: лучше всего было бы провести этот конкурс в 2019 году – во время (фотокросс) и после (статьи, фильмы) псковских Международных Ганзейских дней. Но для этого надо, конечно же, заранее заинтересовать (внушительными денежными призами и никак иначе) журналистов и блогеров из других ганзейских городов, чтобы они потом искромётно осветили в своих изданиях это эпохальное событие. Тогда мы получим вал публикаций о псковской Ганзе в иногородних и иностранных СМИ, а значит, и сравнительно недорогостоящий пиар наших туристических достопримечательностей.
Пока все дома
Что касается псковских журналистов, то по всему видно, что от Манфредовых увещеваний у них во рту слаще не становится. Ведь большинство из них до сих пор знают что такое «Ганзейские дни» только понаслышке. Лично я несколько раз подряд ездила на Международные ганзейские дни в Германию в составе новгородской журналисткой делегации. А почему? А потому что новгородцы, пиаря свой город на международном уровне, реально популяризируют Ганзейское движение, так что и другим ганзейским городам кое-что перепадает.
Я даже не удержалась и напомнила Манфреду, как он сам, ещё будучи городским чиновником, за несколько лет до герфордской Ганзы озаботился тем, чтобы ежегодно вывозить на Международные Ганзейские дни герфордских не только журналистов, но и простых жителей. Властям Герфорда было важно, чтобы как можно больше горожан заранее впитали пресловутый «дух Ганзы» и начали понимать культуру городских праздников.
Благодаря чему в решающий момент жители Герфорда стали не просто зеваками или даже волонтёрами Международных Ганзейских дней у себя в городе, а истинными демиургами этого события.