С чего всё началось
В начале недели стало известно, что депутат Государственной Думы от «Единой России» Сергей Колунов обратился в министерство просвещения. Он предложил предусмотреть обязательную сдачу нормативов ГТО в рамках занятий физической культурой. Обязательную для всех, кроме учеников с противопоказаниями к занятиям физкультурой по состоянию здоровья.
Автор инициативы рассчитывает, что комплекс упражнений ГТО еще с советских времен выступал основой физического воспитания детей и подростков, а нормативы «сдавали миллионы людей».
Более того, Сергей Колунов убежден: введение обязательных нормативов ГТО будет способствовать не только «всестороннему развитию личности», но и даже воспитанию патриотизма. Как отжимания и наклоны с гимнастической скамьи помогут детям качественнее любить Родину – пока загадка.
Между тем, крен современного образования к былым традициям советского периода становится все более очевидным. Кажется, что в погоне вернуть «то самое, лучшее в мире» образование, нынешние законодатели начинают урывками вводить отдельные элементы вроде начальной военной подготовки или неоднозначно воспринятых обществом «разговоров о важном».
Нормативы ГТО рассчитаны на людей от 6 до 70+ лет. Комплекс включает в себя следующие упражнения:
- бег на 30, 60, 100 метров,
- бег на 1000, 1500, 2000, 3000 метров,
- смешанное передвижение,
- прыжок в длину с места толчком двумя ногами,
- прыжок в длину с разбега,
- подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине,
- подтягивание из виса на высокой перекладине,
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа,
- рывок гири 16 килограммов,
- поднимание туловища из положения «лёжа на спине» (за 1 минуту),
- наклон вперёд из положения «стоя с прямыми ногами на полу» или на гимнастической скамье,
- метание теннисного мяча в цель,
- метание спортивного снаряда на дальность,
- плавание на 25, 50 метров,
- бег на лыжах на 1, 2, 3, 5 км,
- кросс по пересечённой местности на 1, 2, 3, 5 км,
- стрельба из пневматической винтовки или электронного оружия,
- туристский поход с проверкой туристских навыков.
Слово родителям
Родители псковских школьников подобные новшества воспринимают с недоверием.
«В начале этого учебного года целую неделю мои дети не учились, а ползали под колючей проволокой и метали гранаты. Эти занятия им поставили вместо уроков физики, математики, русского языка... И я не очень понимаю, как все приобретенные за эту неделю навыки вяжутся с миссией образования», – высказал свое мнение отец двоих сыновей Антон.
При этом, если программа будет перестроена так, чтобы дети действительно становились быстрее, выше, сильнее, а вдобавок могли бы сдать норматив ГТО, Антон будет только рад.
Но стоит ли отправлять детей на секции плавания или стрельбы ради значка ГТО и, возможно, жертвовать другими секциями и хобби? Позиция Антона по этому поводу однозначна: отправлять ребенка на какие-либо кружки стоит только в том случае, если ему это интересно.
«Если всё, включая занятия спортом и подготовку к сдаче нормативов, мы не получим ничего, кроме ненависти к этому предмету», – подчеркнул мужчина.
Понятно, что идея массового занятия спортом не у всех детей вызовет поголовный восторг, но среди них, скорее всего, найдутся и те, кто сможет раскрыть свой потенциал через ставшие обязательными занятия, уверен пскович Сергей.
«Моя сестра с гордостью вспоминает, как они с подругой быстрее всех в классе, даже быстрее мальчиков, разбирали и собирали автомат на НВП [курс начальной военной подготовки – ред.]. И стрелять из винтовки (а это один из нормативов ГТО) ей очень нравилось. До сих пор, хотя ей уже под 50, мечтает еще раз сходить в тир», – привел свой пример Сергей.
Но есть и другое мнение. Например, мама второклассника Анна уверена: ничего общего со здоровьем у обязательных нормативов нет.
«Как умение бегать 100-300 метров повлияет на здоровье? Кто-то просто не может бегать на короткие дистанции, а кому-то трудно брать длинные. Был случай уже даже не со школьниками, а со студентом псковским, умер во время бега. Теперь, если все это довести до уровня "обязаловки", детские смерти от нагрузки от бега, плавания, прыжков будем ждать?» – выразила негодование она.
Да и в целом грань «обязательности», когда она зависит от решения выдающего допуск врача, очень расплывчата, уверена Анна. Псковичка считает, что и тех нормативов, что уже включены в программу физической культуры, школьникам достаточно.
«Нормальные родители ради значка ГТО своего ребенка мучить не будут. А он нужен не всем детям. Вряд ли кто-то писал из школьников: "Дедушка Мороз, хочу значок ГТО!" Поэтому считаю, что это забава для "галочки" и показ амбиций политиков. Хотели бы повысить уровень здоровья школьников - делали бы в школе бесплатные анализы, которые дали бы выявить патологии и заболевания, в рамках диспансеризации классов. Это - про здоровье. А спорт - это про нагрузки, причем про нагрузки на здоровье», – подытожила мама ученика начальной школы.
Кстати, судя по перечню обязательных к выполнению упражнений, одними занятиями физкультурой пару раз в неделю здесь не обойдешься. Поддерживать форму придется регулярно, ведь для того, чтобы получить зачет и набрать баллы на бронзовый значок, надо уметь пробежать 3 километра за 15 минут, отжаться 25 раз, прыгнуть в длину минимум на 192 сантиметра и много, чего еще.
Готовы ли к этому школы?
Разумеется, для того, чтобы ввести такое, казалось бы, безобидное новшество, придется перекраивать образовательную программу по физической культуре, рассказала корреспонденту «МК в Пскове» педагог одной из школ Пскова Нина Львовна.
«Все зависит от того, будет ли введен для всеобщей сдачи только обязательный блок или еще и блок на выбор. Но, в любом случае, начинать надо с оснащения школ спортивными снарядами, учителями и медицинскими работниками!» – подчеркнула она.
По наблюдениям Нины Львовны, каждый год сдавать ГТО отправляется примерно 12% от общего количества учеников. В получении значка часто бывают заинтересованы выпускники, ведь при поступлении в вуз он может предоставить от 3 до 10 баллов, в зависимости от цвета. В условиях жесткой конкуренции в крупные вузы, баллы будут не лишними. Сохранятся ли они после введения поголовной сдачи нормативов - хороший вопрос.
Одновременно с этим в школах наблюдается и другая тенденция: год от года растет количество учеников «со справками», заметила преподаватель физической культуры. Справки назначают особый режим активности – спецгруппу (когда по состоянию здоровья запрещены определенные виды нагрузки) и подготовительную (когда ограничения более слабые). Однако и те, и другие не допускаются до сдачи нормативов ГТО. А со справками в каждом классе собирается около 20% учеников.
«Нам известен факт, что некоторые родители буквально «атаковали» поликлиники в преддверии нового учебного года, чтобы выбить для ребенка медотвод от занятий физкультурой», – добавила завуч той же школы Елена Владимировна.
В чем же тогда суть обязательной для всех сдачи нормативов? Как пойдет оздоровление нации, если к занятиям и сдаче ГТО и так допустят только самых здоровых?
Выходит, нужно вводить отдельные нормативы для детей с разным состоянием здоровья, учитывая всевозможные факторы и ограничения. И, конечно, оснащать залы и искать педагогов, подытожила Нина Львовна и назвала инициативу бесперспективной для массовой школы.
Завуч Елена Владимировна также уверена, что сдача нормативов ГТО не сделает детей здоровее, а контроль их физической формы и без того проводят в рамках более лояльных заданий на уроках физкультуры.
«Существует большая проблема с учителями физической культуры и тренерами начальной спортивной подготовки. Их очень не хватает. Кроме того, в силу загруженности школ Пскова детьми организовать качественную подготовку к сдаче ГТО очень сложно. Часто в спортивном зале занимается не один класс. Еще у нас нет ни одной школы в городе, у которой был бы собственный бассейн, но ведь тем, кто сдает норматив по плаванию, надо будет как-то готовиться к нему... Здесь мы подходим к тому, что большой груз ответственности за подготовку и мотивацию детей ложится на родителей, да и занятия во многих дополнительных секциях у нас платные», – выразила свое мнение завуч псковской школы.
Конечно, однозначно «хорошей» или однозначно «плохой» идеи (или инициативы – как угодно) не бывает. В каждой из них есть что-то позитивное – например, желание оздоровить подрастающее поколение и даже подарить им возможность открыть скрытые до этого спортивные таланты. Но часто подобные идеи упираются в огромный краеугольный камень – грамотная организация воплощения ее в жизнь.
Чего действительно не хватает, так это не новых свежих идей, а планомерного внедрения предыдущих, оснащения, оборудования и квалифицированных кадров. Но решатся ли эти проблемы (которые, кстати, мы можем наблюдать не только в сфере образования), пока неизвестно.