Желание критиковать всё и всех возникает, когда человек не удовлетворен собой и своей жизнью. Через критику люди иногда проецируют свои страхи и неуверенность на других.
Слушая критику мы начинаем чувствовать, что наши старания не ценят, а нас самих считают хуже, чем мы есть. Это нас ранит и может вызвать злость, обиду, грусть, разочарование. И это нормальная реакция на критику. Мы стремимся защитить себя и сохранить свою индивидуальность.
Сила нашей реакции на критику во многом зависит от объективности и тона нашего собеседника. Если тон назидательный, давящий, властный, то мы это чувствуем и наша первая защитная реакция может быть или агрессивная, или наоборот оправдательная.
Если сработала наша точка уязвимости, то есть нам наступили на нашу «больную мозоль» мы можем сильно расстроиться и еще долго крутить в голове, а иногда и с досадой в сердце, что же нужно было иначе сказать собеседнику?
Умение реагировать на критику – это навык, который можно развить. Вот несколько рекомендаций:
1. Вы не обязаны принимать любую критику.
Если критика нарушает ваши личные границы, дайте об этом знать: «Мне неприятно слышать это в таком тоне», "Я не готова продолжать этот разговор".
2. Сохраняйте спокойствие.
Стресс или усталость делают нас уязвимее. Постарайтесь не реагировать импульсивно. Глубокий вдох и пауза помогут вам успокоиться и обдумать слова собеседника. Если вы не готовы к обсуждению, попросите отложить разговор: «Давай вернемся к этому обсуждению позже, сейчас мне сложно продолжать разговор».
3. Не формируйте мнение о себе на основе критики.
Критика касается действий человека в конкретной ситуации, а не вашей личности. Помните, критика- это не повод считать себя плохой или плохим.
4. Не торопитесь отвечать.
Сделайте паузу, чтобы обдумать сказанное. Если нужно, скажите: «Мне нужно время, чтобы все осмыслить».
5. Уточняйте детали задавая вопросы.
Если критика звучит расплывчато, попросите примеры: «Можешь привести конкретную ситуацию?». Это поможет лучше понять, что именно ваш собеседник имел в виду.
6. Давайте обратную связь.
Если критика оказалась для вас полезной, поблагодарите собеседника: «Спасибо за советы, я учту это в будущем». Если она деструктивна, обидна или неуместна, объясните свои чувства: «Мне было неприятно это слышать, давай обсуждать такие вопросы в более спокойной обстановке» или "Мне было обидно слышать то, что ты сказал/сказала".
7. Позаботьтесь о себе.
После сложного разговора сделайте то, что помогает вам восстановиться: прогулка, отдых, поход в кино или общение с друзьями.
8. Анализируйте услышанное.
Вернувшись к разговору позже, подумайте, чему он вас научил. Признайте свои ошибки и определите, как избежать их в будущем.
И не забудьте записаться на консультацию к своему психологу, чтобы получить профессиональную помощь, разобраться со своим спектром чувств и эмоций, вместе провести анализ произошедшего, понять какой опыт вы приобрели и какой навык будете оттачивать в дальнейшем.
Критика может быть полезной, если научиться реагировать на нее осознанно и без лишних эмоций. Она может стать возможностью для нашего роста!
Псковичи могут обраться за помощью в Центр по телефонам: 73-25-22, либо воспользоваться телефоном доверия: 75-45-45.
Также работает Всероссийский телефон доверия: 8-800-7000-600.