- Сколько вам лет?
- Мне 23. Вопрос простой, но кого-то может застать врасплох: стоит отвечать или нет, придумать возраст или назвать настоящий; указать ли на то, что женщину спрашивать о возрасте неприлично. Я честно называю свой настоящий, так как верю, что с честности начинается доверие и создание положительной атмосферы на работе. К тому же, мною замечено, что когда дети узнают, что ты молод и не так далеко ушел от их собственного возраста, они заметно «выдыхают».
- А вы знаете, что такое «кринж»? ( любое модное слово, понятие)
- Да, это значит «стыд», «неудобно», «неловко», «испанский стыд», «позор». Если я знаю эти слова, и они имеют нейтральный смысл, то я отвечаю положительно и расшифровываю значение. Иногда в процессе работы могу к месту применить – это восхищает ребят, ты становишься «своим». Но не стоит перебарщивать и становиться «своим парнем», т.к. это может повредить выстраиванию личных границ и субординации, в дальнейшем –дисциплине. Если я не знаю значения слова – говорю об этом честно и прошу расшифровать. Так показываю, что взрослые тоже могут чего-то не знать и это нормально, у молодежи тоже есть чему поучиться. Если значение слова мне известно, но оно не лицеприятно, то я отвечаю что-то вроде: «Знаю, но не говорю, т.к. это не изящно в приличном обществе». Далее перевожу тему на рабочий серьезный лад. Конечно, дети любят произвести впечатление на взрослого, посмотреть на реакцию, но они тоже могут чувствовать границы дозволенного, что «ляпнули».
- А вы лечите психов? А что вы будете делать, если на вас нападет псих? А если к вам придет псих? (разного рода вопросы про психически нездоровых людей)
- Психов, а точнее людей с психическими отклонениями лечат психиатры. Это врачи, т.е. у них есть медицинское образование. Поэтому нет, психов не лечу и не работаю с ними, однако в жизни встречаются иногда (можно отшутиться, если умеете и располагает аудитория). Я работаю со здоровыми людьми, у которых возникла проблема: выгорание, проблемы на работе/учебе, взаимоотношения с людьми, апатия (ничего не могу и не хочу делать). Если на меня нападет псих, то, как и любой человек, я буду сопротивляться, вызову полицию и скорую помощь, так как я точно не знаю, чем болен человек, и как ему помочь. В данной ситуации я – жертва и буду пытаться спасать свою жизнь в первую очередь, о мыслях психа подумаю в последнюю очередь. Если псих ко мне придет на консультацию, то мне нужно сначала убедиться, что человек псих: пообщаться, задать уточняющие вопросы, зайти «издалека». Если у меня появятся подозрения, то я направлю клиента к другому специалисту. А что в твоем/вашем понятии «псих»? Кто это, как себя ведет? Эти и другие вопросы волнуют ребенка, так как часто не видят разницы между профессиями психолог и психиатр. Это стоит пояснять. Еще лучше уточнить у ребенка, кого считает «психом». Чаще всего называют такие качества, как агрессивность, конфликтность, иные вкусы в чем-то (музыка, фильмы, одежда), особенности речи (заикание, тембр, медлительность). Тут нужно объяснить, что это просто качества человека, на которые он не может (скорее всего) повлиять, это его особенность, он так действует в стрессовой ситуации.
-Я плохо сплю (агрессивен, устаю и так далее). Выпишите мне какие-нибудь таблетки.
- Таблетки выписывает психиатр или психотерапевт. Я могу дать практические рекомендации. Давайте по порядку разберемся, как давно у вас это началось? И снова не видим разницу между профессиями. Иногда клиенты хотят мгновенного эффекта и решения проблем после посещения психолога, поэтому и просят «волшебную таблетку». Тут важно ответственность за решения и действия предоставлять клиенту.
- Ну вы же поняли, о чем я.
- Не совсем. Скажите, пожалуйста, правильно ли я вас поняла, вы имеете в виду. Ошибочное ожидание, что психолог умеет читать мысли и поймет с полуслова, что хочет донести клиент. А потом недоумение: «Ну я же вам так и сказал!» или « Я ж вам это рассказывала!». В том то и дело, что ничего не сказал, а просто подразумевал. Поэтому лучше уточнять, задавать наводящие конкретные вопросы.
-Я хочу к вам записаться, что мне сделать?
- Сколько тебе лет? Если меньше 15, то обязательное письменное согласие родителей («мама точно-точно разрешила на словах/по телефону» не пойдет, это серьезный документ который Вас обезопасит). Коротко расскажи, о чем пойдет речь, чтобы я поняла, как тебе помочь и как построить разговор. Давай выберем время. Желательно после уроков, чтоб не было соблазна прогулять важную контрольную. Давай договоримся, что если с моей стороны встреча отменяется или переносится, то я сообщаю тебе об этом как можно заранее, то же самое, если встреча переносится с твоей стороны. Можно дать рабочий номер. Так же на самой консультации можно немного рассказать, что будет происходить, если это в первый раз у ребенка, рассказать о конфиденциальности.
- А к вам приходили на прием по приколу?
- Не припомню такого. Все в основном приходят с реальными проблемами, и мы разбираемся. Кому-то просто одиноко и грустно, он хочет выговориться. Даже если и были такие случаи или Вы подозреваете, что были, доподлинно мы не можем утверждать, что человек пришел к нам просто так и его ничего не беспокоит. «Выговориться» - это тоже запрос. Также мы не можем оценивать, серьезная это проблема или нет. Если она беспокоит человека, значит серьезная.
- Он не хочет учиться, что делать?
- Как это проявляется? Как вы реагируете? Хотел ли раньше? Как получалось заинтересовать? Проблема мотивации – одна из востребованных в моей практике. К сожалению, без желания самого 3-го лица (ребенка) мало что можно сделать. Как правило, тот, на кого хотят повлиять, не осознает проблемы, что осложняет работу. Если это подросток, следует пояснить взрослому про ведущий вид деятельности. Тут важно донести, что повлиять на действия других людей мы не можем, мы можем лишь изменить отношение к этому. Это касается и вопросов по типу: «он меня обижает, что делать?», «он меня не слушает», в таком случае следует отследить динамику этого поведения и возможную причину, а так же значимость этого человека в жизни клиента: «Так ли тебе важно его мнение?», «А почему тебе важно, чтоб он тебя слушал?». А так же донести, что ребенок – это полноценный живой человек, личность, а не проект, ремонт или робот, что мы не можем «подкрутить гайку» где надо, починить, где не устраивает.
- Я часто злюсь. Как справиться с агрессией?
- Как проявляется злость? Что именно ты делаешь? Смотри есть техники дыхания, медиации, «проговаривания» и другие. Каждому подходит свое. Каждый случай индивидуален, так сходу сказать трудно. Нужно разбираться лично. Как правило, такие вопросы задаются при целом классе, часто ребенок рассчитывает либо получить помощь здесь и сейчас. Тогда можно рассказать о приемах и некоторые показать, либо вывести психолога на индивидуальный диалог, реже - «вкидывает», чтобы сбить, потянуть время. Нужно спокойно донести, что это персональный случай, разбирается лично.
- У него порезы. Что делать? Это суицид?
- Спросите сначала ребенка об этом. Сначала следует просто спросить ребенка, как получил шрам, где, когда, на каком месте. Это делается, чтобы исключить бытовые механические повреждения (порезался бумагой/ножницами на уроке труда, порезался, когда чистил картошку, поцарапала кошка), а так же исключить пустые домыслы в отношении ребенка. Если ребенок старательно прячет порезы, уклончиво отвечает на вопросы или прямо при личном разговоре признается в попытках суицида, то нужно немедленно сообщить об этом родителям, пригласить их на консультацию. Порекомендовать в корректной форме посетить психиатра.
- Мне грустно, все лень. У меня депрессия, наверное?
- Депрессия – это серьезная болезнь, которую диагностирует врач-психиатр. Ты уверен, что у тебя именно она? Давай разберемся, что вызывает у тебя грусть? Как давно? Всегда ли тебе лень? Если ты встал с кровати, оделся, дошел до школы и обратился ко мне, то тебе уже не так уж и лень. Люди с депрессией часто вообще не выходят из дома. Частое сейчас явление – «самодиагностика». Кто больше найдет в себе симптомов из интернета, кто больше болен «модными» болезнями. И снова мы объясняем разницу между психологом и психиатром: диагнозы не ставим, таблетки не выписываем. Даем определения терминам, описываем симптоматику. При подозрениях – направляем к специалисту.
- Он что, дурак/идиот/кретин/дебил? А почему вы с ней/ним занимаетесь? А о чем говорите?
- Нет, у него просто есть показания для посещения психолога. Какие? Не имею права разглашать. Нет, просто у него, как и у любого человека появились вопросы, которые он не в силах решить сам. Поэтому он, как адекватный взрослый человек это осознал и решил обратиться за советом к более опытному человеку. Это конфиденциальная информация, т.е. тайная. Чтобы утверждать, что человек идиот или кретин, нужно иметь соответствующее образование, т.к. это психиатрические диагнозы. У меня такого образования нет. А у тебя? Все это - способы культурно ответить на некорректный вопрос одновременно и по существу, и без конкретики.