МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Псков

Хейт в школах: псковские малолетки против аксакалов педтруда

Буллинг, хейт, ненависть и вражда стали каждодневными спутниками школьной жизни. Юные псковичи часто оказываются как в роли жертв, так и в роли агрессоров по отношению к своим сверстникам. Двадцать первый век с культом на свободу выражения своего мнения принес свои плоды в виде «трепки нервов» во время учебы.

Иллюстрации здесь и далее: Kandinsky generative art

В последние годы он приобретает черты спрута, расползаясь уже на всех участников учебного процесса. Сегодня «хейтить» (от английского слова «ненависть» - ред.) могут не только за внешность, взгляды, учебу, но и просто по принципу, что кто-то кому-то не нравится. Волна хейта мощно распространяется по псковским школам, вовлекая в себя и новое направление - хейтеринг (ненавистничество - ред.) учителей.

О том, кто такие хейтеры, жертвы и как живут в такой атмосфере учителя, попытался разобраться «МК в Пскове».

«Тупая» пришла

Стою возле школы. Подростки встречают таким приветствием свою одноклассницу. Вмешиваюсь, говорю, что она после школы обязательно всем покажет, а карма существует, и так к людям относиться нельзя. Мальчики внимательно слушают, девочка скрывается в здании учебного заведения.

- Ребята, за что вы так с ней?

- Она очень гордая, высокомерная и с нами не здоровается.

- То есть пытаетесь обратить внимание?

- Нет, на место поставить.

Школьный психолог Анна Никитина объяснила нашему изданию, что такая ситуация не редкость в современном жестоком детском сообществе. «Раньше, во времена 80-90-х, могли наказывать «бойкотами» и невниманием тех, кто действительно делал что-то, что, по мнению подростков, попадало под нормы ненормального поведения: жаловался учителям, подставлял одноклассников. Теперь же дети стали более жестокими, и многие заимствуют у современных шоу блогеров манеру самоутверждения через унижение других. С такой психологической моделью поведения очень трудно работать, так как она сейчас излишне популяризирована. Дети видят ее в коротких роликах и копируют. Им кажется, что, унизив словом, или еще хуже - физическим воздействием, того, кто им не нравится, они становятся сами выше», - рассказала она.

Психолог отметила, что часто на медиационных сеансах прорабатывает с участниками школьных конфликтов такие ситуации. И сейчас детям все труднее объяснить, что, прежде, чем кому-то сказать что-то неприятное или сделать, нужно себя поставить на место того, по отношению к кому планируется выброс агрессии. Большинство участников таких встреч честно признаются ей, что им на самом деле всё равно, что чувствует вторая сторона конфликта.

«Дети в наше время стали «Я-концептами», вокруг них вращается мир, родители редко поправляют своих чад, - вздыхает психолог. - А в школу дети приходят учиться, не наша задача их воспитывать, если им дома не дали элементарных понятий о нормах морали и эмпатии».

Солидарна со школьным психологом и мама пятиклассника Ирина. Она отмечает, что ее сына хейтят в школе из-за... оценок. Он отличник, и весь класс над ним издевается, подкалывают и, кажется, даже совершенно искренне радуются, когда у мальчика не получается схватить очередную пятерку. Сын стал раздражительным, нервным, и маме пришлось отвести его к психологу. Ирина признается, что не помогло. Два года мальчик провел в стрессе, и они сменили школу. Пятерки сменились на четверки, сын стал учиться как и большинство в классе, лишь бы в новом коллективе не натолкнуться на новую волну буллинга.

Подвергается буллингу и сын-троечник другой псковички. Анна рассказала нашему изданию, что ее ребенку с трудом дается учеба, в классе детки быстрее «схватывают», а ее ребенка, несмотря на то, что он добрый, заботливый и дружелюбный, часто осыпают фразами: «неудачник», «дебил», «лох». Детей, у которых чередуются четверки с пятерками, по словам псковички, в этом классе тоже буллят: когда ребенок получает «4» вместо привычной перфекционисткой оценки, класс смеется над неудачей.

Учитель с 15-летним стажем Ольга Богданова пояснила, что класс - это живой коллектив, в котором очень много зависит от корректировки со стороны классного руководителя. Ей двумя годами ранее на классное руководство дали деток, у которых с предыдущим педагогом было принято вот так активно обсуждать оценки. За два года опытный педагог смогла переместить акцент детей на получение качественных знаний, убрав фокус с полученных оценок. В классе успеваемость выросла, а микроклимат стал лучше.

Феномен «хейта за оценки» нам пояснил еще один психолог, Ксения Нефедова. Она рассказала, что детям на самом деле неважно: хорошую оценку получил их одноклассник или неудовлетворительную, современное поколение испытывает кайф от «цепляния» к кому-то. Это такой вид агрессивности, которая ищет выход. Заместить ее можно секциями, занятиями с детьми, а также работой с психологом, причем, по мнению эксперта, если такое стало нормой в классном коллективе, то помощь специалиста требуется всему сообществу. Одинокая проработка проблемы точечно: с агрессором или жертвой - не даст эффективного результата для выздоровления группы от «хейтинга».

По беспределу на учителя

В сюжетах «Ералаша» много роликов, где школьники испытывают учителей на прочность. Они вызывают улыбку, а у многих уже ставших родителями чувство ностальгии от того, что такие случаи были в реальной жизни. В современных школах уже другие разборки с учителями. Мир законов сделал образование своего рода услугой, а учителей - ее предоставляющими лицами. И современные детки уже идут ва-банк на учителей, вооружившись юридически грамотными родителями, а педагоги оказываются в очень невыигрышном положении.

Есть примеры, как с увольнением псковского учителя из элитной гимназии за то, что она допускала нецензурные высказывания и физическое воздействие на детей. Тогда родители были правы и смогли доказать, что педагог действительно превысила свои права, а дети оказались заложниками взрослой вседозволенности.

Есть и обратные примеры, как в Великих Луках, где уже создана даже группа в поддержку школьного учителя, которую родители учащегося обвинили в предвзятом отношении к их ребенку, а потом и вовсе устроили «травлю по понятиям». Свидетели этих разборок рассказали нашему изданию, что в том случае класс разделился на два лагеря: одни встали на сторону педагога, а другие вступились за ученика, к которому не только у этого учителя были претензии.

Стоит помнить, что в любой такой конфликтной ситуации всегда есть два участника. И они оба в разной степени не правы. А вот законодателям стоило бы запретить не мобильные телефоны в школах, а неуважительное отношение друг к другу всех участников образовательного процесса.

Дети не правы, когда говорят педагогам: «А кто вы такая/такой, чтобы мне что-то запрещать?» - но и учитель, говорящий в классе ученику: «А кто ты такой, чтобы….» - тоже выглядит ничем не лучше своего малолетнего оппонента. И на уроках о важном нужно говорить не только про историю нашей страны, героев, но и про базовые понятия. Уважать нужно не только ушедших в бессмертие, уважение начинается с принятия всех. С искреннего «Здравствуйте, Марина Владимировна», и уж точно не с ответа учителя: «А я с тобой здороваться не хочу!»

И да, психологи, педагоги и родители сходятся в одном: хейт на пустом месте не появляется. Ему нужна почва. Если вырвать с корнем и транслировать по всем каналам, что унижение других - это не норма, и так нельзя, то со временем это все уйдет.

Следите за яркими новостями Пскова в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах