МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Псков

«Половина из нас где-то служит, половина ушла в медицину»: девушка из Псковской области рассказала про детство с шестью братьями и сестрами

Расти в большой семье – это уникальный опыт. Несмотря на трудности и мелкие ссоры, это помогает обрести поддержку и любовь, которую дарят друг другу члены семьи на протяжении всей жизни.

Каждый, у кого есть брат или сестра, знает, как тяжело порой найти общий язык и жить в мире. А если у тебя сразу шесть братьев и сестёр? Корреспондент «МК в Пскове» побеседовал с Анной, третьим ребёнком и старшей сестрой многодетной семьи, и узнал, каково это – жить в такой большой семье.

Фото из архива Анны Васильевой

–Расскажи о своих братьях и сёстрах. Сколько им лет, чем сейчас занимаются?  

–Всего нас в семье семеро, то есть у меня есть три брата и три сестры. Я самая старшая из сестёр. Старшего брата зовут Дима, ему двадцать шесть лет. После школы он поступил в военный университет в городе Санкт-Петербурге, закончил его, получил офицерское звание и по распределению попал в город Владивосток, где служит по сей день.

Второго брата зовут Вадим, ему двадцатого декабря исполнилось двадцать пять лет. Он служит в Пскове по контракту, в дивизии ВДВ в Черехе. Практически с самого начала специальной военной операции он находится там. Мы все очень за него переживаем.

Потом по старшинству иду я, Аня. Мне двадцать два года. В этом году я заканчиваю университет ФСИН, который расположен в городе Пушкине в Санкт-Петербурге. Это мой шестой учебный год. Параллельно я работаю во вневедомственной охране. Думаю, что после получения высшего образования, я там останусь, но уже по службе. Вообще, я планирую служить всю свою жизнь. После одиннадцатого класса я планировала пойти в МВД, но тогда поступить не удалось. И вот теперь пытаюсь заочно закончить университет по своей специализации и сама куда-то пробиваться и что-то сделать. Это все очень сложно, но я надеюсь, что у меня получится.  

После меня родилась моя сестра Маша. Ей сейчас двадцать лет. Она закончила колледж в Пскове и работает медсестрой. Год она проработала медсестрой в Детской областной больнице. Потом уехала в Архангельск, теперь работает медсестрой там. Сейчас кстати она должна приехать на Новый год. Мы ее не видели с лета.

Потом родилась моя сестра Лиза. Ей сейчас восемнадцать лет, и она как раз таки учится на медсестру в том же колледже, который закончила Маша.  Потом у меня родилась сестра Катя, ей шестнадцать лет. Она учится в Лесотехническом техникуме в Великих Луках. В этом году она поступила на первый курс после девятого класса. Кстати, когда-то этот техникум заканчивал мой папа. 

Самый последний в нашей семье – мой брат Лёха, Алексей Алексеевич. Ему четырнадцать лет, и он учится в восьмом классе. Единственный школьник среди нас.

Так получилось, что половина из нас пошла служить, вторая половина пошла в медицину.

–Каково было расти в семье, в которой так много детей? Наверное, вам всегда было весело? Есть ли у тебя какие-то яркие воспоминания из детства, связанные с семьёй?

–Честно говоря, наверное, я с удовольствием была бы какой-нибудь младшей дочкой. Я ведь самая старшая из сестер. Когда родились Катя и Леха, я очень часто с ними нянчилась. Я прямо помню их маленькими, как они только учились ходить, как я их укладывала спать. С ранних лет надо было за кем-то смотреть, потому что я несла ответственность за своих младших сестер и брата.

Сейчас я думаю, что было классно расти в такой большой семье. Да, возможно, когда мне было меньше лет, я думала: «Блин, за вами ведь надо уроки проверить» и так далее. Сейчас я понимаю, что я просто была одной из самых старших, и это было нормально. Я не жалею о том, что у нас такая большая семья. Я бы не хотела, например, чтобы нас было двое или трое.

Что касается ярких воспоминаний с детства, по большему счету это связано с работой по хозяйству. Очень классно, что нас было так много. Например, когда надо было грядки прополоть, пол помыть, посуду помыть, то нам было легче. Например, я уйду полоть грядки, одна моя сестра помоет пол, другая помоет посуду. То есть было какое-то распределение обязанностей. Понятное дело, это тогда, когда мы уже выросли. Помню, что каждого весну, ближе к лету, когда дрова лежали расколотые, мы все вместе их складывали. Я помню, что в какие-то моменты мы становились цепочкой. Один берет кучку дров, подает другому и такой цепочкой до самого костра. И вот так, разговаривая, мы складывали костёр дров.

Скоро Новый год, и я вспоминаю, каким был Новый год в детстве и подростковом возрасте, когда мы жили все вместе. Тридцатого декабря, с утра мы вставали, прибирались, отваривали продукты для салатов. Тридцать первого готовили салаты, шли в баню и всей семьёй встречали Новый год. Это было классно, потому что у нас всегда было много народа за столом. Чаще всего мы встречали Новый год только семьей, без гостей. Семь детей плюс двое родителей – уже девять человек за столом. Зачем нам гости? Мы сами как целый концертный зал.

Фото из архива Анны Васильевой

–Как воспитание родителей отразилось на формирование вашего характера?

–У нас был очень требовательный папа. Не ко всем, конечно. Но если от кого-то он мог что-то требовать, то он требовал. Например, от меня. Если у моей сестры Маши были тройки, он считал, что это нормально. Но если у меня были четверки, он говорил, что я могу учиться на пятерки. Он был требовательным, но не настолько, чтобы я сидела, заучивалась и плакала из-за четверок. Но его закалка была прямо боевой.

У нас все в семье характерные. Особенно младшие дети. Одновременно более открытые, готовые помочь в трудную минуту, но если что-то пошло не так, как им хотелось, то всё. Я думаю, что нам это очень помогает. Наверное, все-таки характер формируется с возрастом. Когда я была младше, я могла немножко подерзить. Сейчас я уже держу себя в рамках, понимаю, с кем и как надо разговаривать. А вот моя младшая сестра Катя понимает это не до конца. Я думаю, что у нее, как и у меня, всё устаканится с возрастом. Это хорошие черты характера – когда ты не молчишь, можешь за себя постоять, но в то же время сгладить углы. 

–Сталкивались ли ваши родители с трудностями при воспитании стольких детей? С какими?

–Любые родители сталкиваются с трудностями, даже без разницы, сколько у них детей. Особенно, когда ребенок проходит подростковый период. Возможно, наши родители что-то просто замалчивали. Но у нас никогда не было, что кому-то что-то купили, а другой сидит и плачет. Ну, было, что маленьким что-то покупали, а нам нет. Но мы были уже достаточно взрослыми, чтобы понимать, что маленьким всегда больше внимания. Никаких недопониманий не было.  

Часто мне задавали вопрос, особенно когда я жила в школьном общежитии, в каких кастрюлях мама варит еду – суп, второе и так далее. Все удивлялись, когда я говорила, что в обычных кастрюлях. Не было никаких десятилитровых казанов. Обычные кастрюли, как у всех. Когда я была ребёнком, то думала, что буду жить одна или с одним ребёнком, и мне можно будет готовить в семь раз меньше. Но когда я жила с парнем, я бы не сказала, что готовила в семь раз меньше. Я готовила столько же.

–Ты была одной из старших детей, помогала ли ты как-то в воспитании младших?

–Да, конечно. Я чётко помню двух последних детей – Катю и Лёху. Я помню, что и с колясками гуляла и сидела с ними, когда маме надо было что-то сделать по дому. Лёха прямо мною выращенный. Я его и спать укладывала. Также мы жили на берегу реки, в деревне и каждый вечер садились там и мыли руки и ноги мылом. Лёха был маленький, я сама его мыла, а потом несла с берега. Помню ещё, как Катя шла в первый класс. Нас обычно к школе готовила бабушка, учила нас читать и писать – меня и двух сестёр после меня. Но когда в первый класс пошла Катя, бабушка уже умерла. Пойдя в школу, Катя очень плохо читала. Считать и складывать я её учила сама. Я тогда сама была ребёнком, училась в седьмом классе, но всё равно как-то пыталась её научить. И в итоге у меня получилось. Потом мама быстренько научила её читать, потому что класс был большой, и она как будто не успевала за всеми.

–Как много времени вы сейчас проводите вместе? Отмечаете ли какие-нибудь семейные праздники?

–Вот сейчас нам собраться вместе очень тяжело. Один брат на СВО, второй во Владивостоке, мы с сестрой в Пскове, еще одна сестра в Архангельске, Катя в Великих Луках, а Лёха живёт с мамой в Себеже. Однако скоро будет Новый год, и мы соберёмся все вместе, за исключением старших братьев. То, как мы соберёмся в этом году, это максимум, что мы можем сделать. Но когда у братьев отпуска, они всегда приезжают в гости, хотя у них уже есть свои жёны.

Фото из архива Анны Васильевой

–Хотела бы сама такую же большую семью?

–Я даже не знаю. Наверное, нет. Во-первых, я уже не успею. У моей мамы первый ребенок появился в девятнадцать. Когда она заканчивала учиться, у нее уже было двое детей. Я не представляю, как она училась с двумя детьми. Я вот учусь, работаю, и у меня уже голова идёт кругом. Но тогда и времена были другие. Сейчас ценности поменялись, молодые люди больше нацелены на то, чтобы выучиться, получить образование, где-то закрепится и кем-то стать в этой жизни, чтобы дать своему ребёнку всё возможное.

Я думаю, что сначала надо самой вырасти, а потом думать о своей семье. Я бы и сейчас могла выйти замуж и родить ребёнка, но как будто немного рано. Будто я ещё не всё получила от этой жизни и не пришла к тому, чтобы родить ребёнка.

Следите за яркими новостями Пскова в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах