В первую очередь отметим, что визит Донецкого молодёжного театра вызвал огромный интерес псковской публики. Все билеты на спектакль «Над пропастью во ржи» довольно быстро раскупили, а перед началом на улице толпилась очередь из людей самых разных возрастов.
Главным героем пьесы, как и романа, является Холден Колфилд - подросток, который рассказывает о своих переживаниях и внутренней борьбе. Сюжет разворачивается в Нью-Йорке, куда Холден сбегает после того, как его исключают из частной школы Пэнси. В течение нескольких дней он блуждает по городу, встречается с различными людьми и размышляет о жизни, взрослении и утрате невинности.
Безусловным преимуществом спектакля является то, что в нём сохранились все значимые и важные сцены романа. Постановка длится три часа, поэтому у режиссёра было достаточно времени, чтобы в полной мере раскрыть сюжет и персонажей.
Главные темы спектакля – это изоляция, поиск идентичности и страх перед взрослением. Холден испытывает глубокое недовольство окружающим миром, который ему кажется фальшивым и лицемерным. В своих снах он пытается защитить детей, которые стоят на краю пропасти. Таким образом Холден хочет защитить их потери невинности и детства.
Во время спектакля происходила постоянная коммуникация со зрителями. Актёр, исполняющий главную роль, часто разговаривал с людьми из зала, подходил к ним, задавал вопросы. В какой-то момент он даже попросил девушку, сидящую в первом ряду, выйти на сцену. Таким образом, у поставки появляются черты игрового спектакля. Зритель может ощущать себя частью и непосредственным участников представления.
Актёр, исполняющий роль Холдена, был значительно старше подростка. И всё же это никак не портило спектакль – наоборот, придавало ему личный характер. Словно взрослый наставник или учитель, Холден рассказывал зрителям свою историю, предостерегал их от своих ошибок и наставлял на верный путь.
Постановка включала в себя минимум декораций, что подчёркивало одиночество Холдена и его внутреннюю борьбу. Огромное значение играли музыка и свет, которые создавали особое настроение в важных для главного героя сценах. Особенно это касается воспоминаний Холдена – например, о погибшем брате. Тогда на сцене был виден лишь силуэт мальчика, который двигался под звуки голоса Холдена.
Некоторые актёры, исполняющие второстепенные роли, постоянно находились на сцене и взаимодействовали с главным героем. Более того, многие из них взяли на себя сразу несколько персонажей и блестяще справились с их воплощением. Проститутка в нью-йоркском хостеле и в то же время младшая сестра Холдена Фиби, строгий преподаватель и в то же время самоуверенный сосед Холдена Стрэдлейтер, певица в баре и в то же время девушка Холдена Салли.
Безусловно, кульминацией спектакля является последняя сцена, когда на сцене пошёл дождь. Эта сцена подчёркивает темы утраты и поиска смысла, которые пронизывают постановку. Дождь становится не только фоном, но и важным элементом, который помогает зрителю глубже понять эмоциональное состояние Холдена и его борьбу.
Корреспондент «МК в Пскове» поговорил с режиссёром постановки Максимом Ждановичем и задал ему несколько вопросов про спектакль.
– Чем вас привлёк роман «Над пропастью во ржи»? Почему вы решили поставить его на сцене?
– Для репертуара нам требовалось создать что-то для молодёжи. А этот спектакль всё-таки рассчитан на молодёжь и подростков, а не на взрослую публику. У нас были разные идеи, но я сделал выбор, основываясь на своих детских впечатлениях. Тогда эта книга больше всего меня зацепила. Это одно из моих любимых подростковых произведений. Где-то оно изменило меня, повлияло на формирование моей личности.
– Во время спектакля у вас постоянно происходит коммуникация со зрителями. Для чего она?
– Жанр спектакля – разговор. Это есть и в романе Сэлинджера – Холден Колфилд всегда общается с читателями. Возможно, у нас ещё не до конца получилось сделать конкретно откровенный разговор, но всё-таки это разговор. Некоторые говорят: «Холден у вас такой взрослый!» Но ведь это из-за того, что он рассказывает историю, которая произошла с ним. Рассказывает сидящим перед ним людям, чтобы они не совершали его ошибок. Словно отец рассказывает ребёнку про то, как он в первый раз закурил сигарету. Он ведь не может вновь превратиться в четырнадцатилетнего подростка. Это разговор взрослого человека с подростками. При этом взрослый использует не назидательные, нравоучительные высказывания, а рассказывает всё на своём опыте. Поэтому в спектакле должна быть доверительно-разговорная постановка.
– Хоть спектакль предназначен для молодёжи и подростков, в зале было много взрослых и пожилых людей. Как вы думаете, они могут понять смысл спектакля?
– Для них это специфический спектакль. Книга вообще в какой-то степени странная. Когда мы впервые поставили этот спектакль, то получили очень противоречивые отзывы. Я понял, что это произведение вызывает либо огромное отторжение, зрители говорят: «Что за ноющий дурак ходит по сцене? Его бы ремнём выпороть». А другие, наоборот, его любят. Для меня эта книга будет одной из любимых до конца моих дней. Я буду продолжать её понимать и чувствовать. Уверен, что среди зрителей есть такие же.
– Вы приезжаете в Псков уже не в первый раз. Как вам город и театр?
– Гастроли в Псков были нашими первыми по-настоящему большими гастролями. Конечно, Псков это ошеломляющий город, особенно, когда смотришь на Кремль, Довмонтов город, на эти раскопки, фундаменты церквей. Здесь я в первый раз понял, что такое история, когда мне сказали: «Смотрите, эту часовню построили при Иване Грозном». Сколько же веков прошло, и она до сих пор стоит! Нам очень понравился красивый парк с утками. И, конечно, театр сразу отнёсся к нам с любовью и добротой. Иногда на гастролях сталкиваешься с какой-то стеной, но тут такого не было.
Спектакль «Над пропастью во ржи» – это сложная и в то же время очень важная постановка, которая раскрывает многие значимые проблемы. Среди них проблема взросления, одиночества и непонимания, поиска себя, семейные отношения. Хоть постановка в большей степени предназначена для молодёжи и подростков, проблемы остаются актуальными для людей любого возраста.