МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Псков

«Я у мамы вор»: как хайпуют псковские малолетки

Иллюстрация сгенерирована с помощью нейросети Kandinsky 3.0

Погоня за адреналином не уступает по популярности модному течению квадробинга. Дети приходят в магазины и выносят товары, не заплатив. Скажете, что такое было всегда и ничего нового не происходит? А «МК в Пскове» узнал, что у нового вида клептомании есть даже правила, а ещё закрытые чаты, где молодежь выкладывает фото своих трофеев.

Случай в магазине

По псковскому гипермаркету после школы гуляют трое парней. Один складывает товары в корзинку, второй и третий, оглядываясь по сторонам, прячут в куртки жвачки и шоколад. Сотрудница магазина подходит к детям, говорит, что все видела, и что спрятанное на кассе все-таки придется оплатить.

Дети не отпираются, а, выйдя из магазина, вздыхают, что у них просто неудачный день. И что выложить в группу «Хапари» будет нечего. Один из парней меланхолично добавляет: «Может, просто, что купили, запостим, а скажем, что украли?»

Начинаем искать группу, находим, просимся, так как она закрытая. Нужно прислать администратору школу и номер класса. Наобум присылаем номер школы и пишем, что учимся в 10 «А» классе. Принимают. И здесь открывается линейка с исчезающими для разового просмотра сообщениями и «хвастами», что удалось «прикарманить» в магазине. Также есть возможность скачать инструкцию, как вести себя, если поймали сотрудники торгового центра или правоохранительных органов. В памятке описаны две линии поведения. Согласно первой, несовершеннолетним советуют давить на жалость, и говорить, что такое в первый и последний раз произошло. Второй вариант: заплатить на месте за товар и уйти. В конце памятки сказано, что лучшие выпускники курса по шоплифтингу (от английского «магазинный вор», - ред.) получат доступ во взрослый чат, где их научат «лифтить» смартфоны. Во взрослый чат мы тоже попросились, но нас туда не пустили без тестового задания: нужно было на видео заснять, как выносите что-то из магазина. Мы не рискнули выполнить такое задание, поэтому информацию далее собирали с помощью открытых групп, чатов и «болталок» сторонников набирающего обороты модного течения.

Юридические риски

Если вас просят заснять на видео или фото что-то противозаконное, то вы сами же предоставляете третьим лицам доступ к доказательной базе, что может быть легко использовано против вас же. Варианты, как пояснили «МК в Пскове» юристы, здесь могут быть разные. Вас могут сдать правоохранительным органам сами же организаторы сообщества, либо информация может попасть в сеть, чем существенно может подпортить вам репутацию. Иногда подобные фото и видеосвидетельства могут использоваться получившими медиа от вас в качестве инструментов для шантажа.

Иллюстрация сгенерирована с помощью нейросети Kandinsky 3.0

Дети и подростки не задумываются о таких последствиях, так как им, как правило, не хватает юридической грамотности, и они не осознают рисков. Поэтому в чатах таких сообществ огромное количество контента, герои которого не достигли возраста привлечения к ответственности, и они охотно, фактически в ежедневном формате щедро постят в группах свои «хапы» и уловы.

Кто ворует: три вида малолеток

Сотрудники службы безопасности сетевого гипермаркета поделились с нами информацией о том, кого им чаще всего удается поймать, а также рассказали, что с лета этого года кражи в магазинах участились, и преимущественно их совершают несовершеннолетние. Старший охранник магазина на условиях анонимности сказал, что многие вопросы решаются мирной оплатой товара, когда сами юные воришки платят, либо звонят родителям, и те оплачивают то, что попытались вынести их дети.

Охранник уточнил, что юные псковичи в последнее время чаще всего даже не испытывают мук совести и стыда. Они ведут себя довольно-таки борзо, цитируют свои права, а также уточняют, что служба охраны без законных представителей и инспектора по делам несовершеннолетних не имеют права даже удерживать их. Но есть и те, кто старается надавить на жалость, говорят, что просто соблазнились оберткой, захотели шоколад/печеньку/напиток, а мама с папой на карманные расходы денег не дали, вот так и получилось.

Те, у кого нет денег - это самая малочисленная группа детей. Поймав их первый раз, читают лекцию, изымают похищенное, и отпускают. «У всех есть дети, и предположить, что твой в такую историю никогда не попадет, нереально. Жалко их, чего жизнь портить по малолетству-то творят такую дичь,- вздыхает охранник и добавляет, что за такое откровение его руководство охранного агентства по голове не погладит. - А вот взрослых «лосей» не жалко, мы их постоянно сдаем. Должны осознавать последствия своих поступков, с детства же всем говорили, что заповедь «Не укради» должна соблюдаться».

Те, кто гонится за авторитетом - это группа детей, своего рода подростковые лидеры мнений, которые таким образом пытаются самовыражаться, и показывают сверстникам, как они могут. Чаще всего это дети даже из очень обеспеченных семей, которые могут в магазине купить все, что захотят, но им нравится доказывать окружающим, что они могут просто взять и вынести все, что под руку попалось.

Иллюстрация сгенерирована с помощью нейросети Kandinsky 3.0

Служба охраны сетевого магазина также уточнила, что часто представители данной категории пытаются похитить из супермаркетов алкоголь, энергетические напитки и сигареты, то есть те виды продукции, которые детям на кассе не продали бы ни при каких обстоятельствах.

Те, кто хочет доказать, что может, и идут на кражу за компанию - это дети, которые изначально идут со сверстниками посмотреть, как те будут «обчищать» магазин, и уже на месте решают доказать своим товарищам, что они тоже могут легко вынести что-то. Такие «компанейские» ребята часто бывают брошены своими более опытными товарищами при первом появлении сотрудников магазина или охранника, и тогда именно им придется отвечать за противоправные действия.

Психологи бьют тревогу

Псковский психолог Ирина Николаева, которая работает с подростками, рассказывает, что менталитет современных детей очень далек от совестливости времен наших пап и мам. Сейчас благодаря блогерам, некоторые из представителей этой категории даже на стримах рассказывают про свой опыт ухода из магазина с неоплаченным товаром, у детей формируется ложное представление о том, что так можно поступать.

«У них в голове кумир, и если он на стриме даже просто признался, что вынес шоколадку из магазина, не заплатив, высок риск, что дети, которые услышали про такую модель, попытаются повторить, даже если сам автор видео скажет, что это плохо, - уточняет эксперт. - Тип современного поведения таких деток: раз у него получилось, значит, и мне нужно пробовать!»

Еще один псковский психолог, Екатерина Судакова, рассказала нашему изданию, что к ней на консультации часто родители приводят детей, которые признаются, что выносят сладости и газированные напитки из магазинов, не заплатив. Ее маленькие клиенты объясняют это тем, что им родители не разрешают покупать данные позиции, а так «они и не покупают». Один мальчик рассказал психологу, что он чемпион в «выноске». У него уже более 1000 лайков в закрытой группе на его недельный «улов». И делает он это вместе с одноклассниками, чисто «по фану» (от английского «ради развлечения», - ред.).

Хочется отметить, что такое развлечение может закрыть юным псковичам во взрослой жизни путь во многие места работы. Вот только мало кто в 8-14 лет об этом думает. Для современной молодёжи жизнь сводится к количеству лайков на фото. И ради лайка или восторга в глазах сверстников они готовы на многое.

Следите за яркими новостями Пскова в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах