«Камни, намагниченные историей»
- Павел Михайлович, в каком году Ваш фонд занялся вопросом сохранения Анастасиевской часовни? И почему?
Интересный факт
Анастасиевская часовня — единственный дошедший до нас памятник, где сохранился весь ансамбль росписей Н. К. Рериха, включая Спаса Нерукотворного, Святого Николая, Богоматери — «Царицы-Небесной» и Святого Духа
- 7 февраля 2020 года мы увидели на сайте «Московский комсомолец в Пскове» статью «Без Минкульта никак: псковские музейщики взывают о помощи». В те же дни в Новосибирске проходил первый Международный съезд общественных рериховских организаций, связанных с сохранением наследия семьи Рерихов. Прочитав статью, мы увидели, что творится с наследием Николая Константиновича Рериха, в каком состоянии находится Анастасиевская часовня и ее фрески, созданные по эскизам художника. Тогда наш Фонд внес в резолюцию съезда пункт о том, чтобы обратиться в Минкультуры РФ и помочь Псковскому музею сохранить часовню.
Такое письмо в Министерство было направлено от имени 209 представителей более 100 рериховских организаций из 10 стран мира. Не дожидаясь от чиновников ответа, мы, сотрудники Фонда, совместно представителями Международного комитета по сохранению наследия Рерихов, поехали в Псков, чтобы на месте увидеть все своими глазами. Тогда мы впервые встретились с сотрудниками отдела хранения монументальной живописи Псковского музея под руководством Таисии Викторовны Кругловой – одним из опытнейших специалистов. Очень ценим сотрудничество с ней. Тогда, в 2020 году, нам показали исторические фотографии и материалы, мы побывали в часовне, увидели ее критическое состояние и гибнущие росписи.
В тот раз меня поразили глаза сотрудников музея. Я увидел в них такую глухую безнадежность и отчаяние! Многие годы они сражались за этот небольшой памятник, но мало что получалось, он умирал буквально на глазах. Представьте, на протяжении 20 лет все заявки музея на получение средств для реставрации часовни получали отказ в Министерстве культуры. И вот когда мы увидели и прочувствовали всю эту трагедию, то поняли, что мы не можем просто так стоять и наблюдать, как уничтожается наследие Николая Константиновича Рериха, уникальное наследие духовной культуры нашей страны.
Рерих ведь не случайно взялся за создание эскизов росписей для этого памятника. Он хорошо знал его историю, был тесно связан с Псковской землей кровными узами. В городе Острове жила его бабушка и мать. Его детство прошло в этих местах. В 1903-1904 годах во время своей знаменитой экспедиции по древнерусским городам он писал здесь картины, в том числе запечатлел Псково-Печорский монастырь, церковь Успения Богородицы с Пароменья, что рядом с часовней. И это живое чувство Родины он воплотил в этих росписях. В них выразилась великая мысль великого художника. Мысль о духовной защите многострадальной русской земли со стороны Небесных Сил.
У Николая Рериха есть такая фраза: «Камни, намагниченные историей». Это очень важный ключ к пониманию, почему нужно сохранять памятники культуры. Представьте, тысячи людей приходили молиться в Анастасиевскую часовню до 1917 года. Все эти устремления мыслей и чувств в ее стенах и фресках. После она стала живым свидетелем революционных событий, богоборчества, когда с нее сняли крест, разрушили главу, превратили в газетный киоск, керосиновую лавку. Потом трижды взрывали Ольгинский мост, на котором часовня стояла – в Гражданскую войну, в Великую Отечественную. Она все это пережила, поэтому часовня – живой свидетель истории. Не просто каменная постройка, а памятник, впитавший в себя память – чувства и мысли нескольких поколений.
- С чего начались работы по спасению памятника?
- С ответа из Минкульта о том, что в 21 раз очередная заявка от Псковского музея отклонена, денег нет. Раз нет, решили мы, значит, будем другими способами бороться за памятник. Вот тогда Фонд создал благотворительную программу по сбору средств на сохранение часовни. Был апрель 2020 года, когда в России ввели самый жестокий карантин, все сидели по домам из-за ковида. Во времени и пространстве неожиданно совпали две эпидемии. Та, что разразилась в XXI веке и другая, случившаяся за триста лет до этого, в начале XVIII века, когда Псков буквально вымирал от моровой язвы. Возведение первой, еще деревянной часовни Святой Анастасии, по преданию, остановило смертельную болезнь. Так уж получилось, что в разгар нынешней эпидемии мы начали бороться за жизнь уже самого памятника.
- Расскажите, какой вклад Благотворительный фонд внес в сохранение часовни?
С 2020 года мы ведем сбор народных пожертвований на сохранение росписей Анастасиевской часовни. Удалось собрать 2 млн 763 тысячи рублей. Для привлечения внимания к судьбе памятника мы выпустили документальный фильм «Анастасия» – значит «возрождение», создали передвижную выставку «Хранительница Пскова». Она экспонировалась в Псковском музее-заповеднике, в Общественной палате Российской Федерации, во Всероссийском музее декоративного искусства, в этом году также намерены продолжать маршрут этой выставки. Занимаемся организацией благотворительных концертов по сбору средств. Такие концерты, к примеру, состоялись в Псковской филармонии, в Мемориальном музее А.Н. Скрябина в Москве.
Наши усилия по спасению фресок часовни поддержали многие известные люди. Например, выдающийся российский дирижер с мировым именем Юрий Тимерканов, президент Всероссийской федерации художественной гимнастики Ирина Винeр, Народные артисты России Александр Градский и Светлана Крючкова, известная оперная певица Любовь Казарновская, Посол доброй воли ЮНЕСКО Александра Очирова и многие другие. Очень ценим поддержку губернатора Псковской области Михаила Ведерникова, благодарны ему и всем людям, которые участвуют в судьбе Анастасиевской часовни. Отдельная благодарность Фонду сохранения исторического наследия «Внимание».
Хирургическая нейрооперация
- Какие работы были проведены в результате объявленного Фондом сбора средств?
- В 2020 году Фонд направил первые собранные 600 тысяч рублей на создание проекта реставрации росписей. В следующем году мы профинансировали противоаварийные работы внутри часовни по живописи. Укрепление красочного слоя было необходимо, потому что живопись находилась в ужасном состоянии, красочный слой в некоторых местах буквально висел на волоске и его нужно было срочно укреплять. Работы ведут специалисты Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ), которые прекрасно знают псковские памятники.
Они же очистили росписи. Подобные работы не проводились десятки лет. Даже сами реставраторы были поражены, когда начали расчистку. Как они говорили, синева лазури выступила из-под копоти и грязи, накопившихся за десятки лет. Ведь рядом Ольгинский мост с потоком автотранспорта. Кроме того, были удалены грибок и плесень вызывающие разрушение красочного слоя. После этого вся часовня изнутри была заклеена специальной реставрационной бумагой, чтобы во время переноса живопись не осыпалась.
- Почему угроза фрескам до сих пор остается, несмотря на проведенные работы?
- Потому что в таких неотапливаемых памятниках живопись заклеивают на полгода, у нас же прошло уже два. Как показывает наблюдение, идет подсос воды, проникновение влаги через окна. Не дай Бог, она попадет под реставрационную бумагу, это приведет к необратимым потерям красочного слоя. В этот раз специалисты не смогут защитить фрески от грибка, что приведет к их полному уничтожению.
Ситуация сейчас непредсказуема, поэтому реставраторы советуют как можно скорее начать работы. Но перед этим нужно сперва перенести часовню и провести архитектурную реставрацию. Только после этого начнется окончательная реставрация живописи, и мы надеемся, что утрат не будет.
- Что требуется для реставрации живописи? Известны ли уже конкретные сроки проведения работ?
- Нужна финансовая помощь. Мы смогли собрать средства на реставрацию росписей в ценах 2020 года, но в конце 2023 года стоимость работ из-за инфляции выросла вдвое, и сейчас нам необходимо собрать дополнительно еще 2 млн рублей. Это нужно успеть сделать пока будет проводиться перенос часовни на новое место и ее последующая архитектурная реставрация. Очень надеемся, что производственные работы начнутся в самое ближайшее время. Осталось только пройти государственную экспертизу проекта. Этим сейчас занимается фирма «Артруст» из Санкт-Петербурга. Перенос такого хрупкого остроаварийного памятника дело очень сложное, как хирургическая нейрооперация. Нет права на ошибку. Если все сложится удачно, то есть шанс в сентябре выйти на работы по реставрации живописи.
«Не знающий прошлого, не может думать о будущем»
- Объем проделанной Вашим Фондом работы поистине колоссальный. Но возникает вопрос: почему спасением уникального памятника занимаетесь Вы, а не Министерство культуры? Разве это не их непосредственные обязанности заниматься сохранением подобных объектов?
- Поймите, культура – не прерогатива чиновников. Они ее не создают. Мое глубокое убеждение в том, что министерство должно помогать сберегать народное достояние, но только неравнодушные люди, понимающие, что такое культура могут по-настоящему, с сердечным трепетом, защищать и сохранять культурное достояние. Это достояние создает народ, значит сами люди и должны участвовать в сбережении своих священных ценностей жизни. Когда придет такое осознание, тогда многое в нашей стране изменится к лучшему.
А, если мы живем с иждивенческим мировоззрением и считаем, что культуру должны сохранять чиновники Министерства культуры, то у нас будет происходить то, что происходит. Россия ежегодно теряет сотни памятников.
Как говорил Рерих: «Не знающий прошлого, не может думать о будущем». Страна – это ведь не земля и территория. Страна – это народ, который на данной территории живет, одухотворяя это пространство на протяжении всей истории своего существования. Мы говорим «корни народа», а что это значит? Это значит история его духовной жизни, которая находит свое отражение в достижениях и накоплениях культуры. Лишь благодаря культуре человек идентифицирует себя как представитель данного народа, носитель определенных нравственных ценностей, которые передаются от поколения к поколению. Если такой культурной преемственности нет получается толпа, население, которое автономно живет само по себе одним днем, не зная ни прошлого, ни будущего.
Именно культурная преемственность между поколениями выстраивает духовную ось народной жизни. Вот почему если мы не сохраняем прошлое, то мы не можем строить и будущее, потому что нет исторического и культурного фундамента, скрепляющего общественную жизнь.
- В 2024 году в России будут отмечать 150-летие со дня рождения художника Николая Рериха. По вашему мнению, смогут ли успеть привести часовню в порядок в этом году? И планируете ли вы лично приехать, чтобы увидеть ход работ?
Мне очень хочется надеяться, что часовня Святой Анастасии будет полностью отреставрирована в этом году. В этом вопросе мы тесно сотрудничаем с Псковским музеем-заповедником, с АНО «Возрождение объектов культурного наследия в г. Пскове (Псковской области)» и с фирмой «Артруст». Конечно, мы будем продолжать участвовать в судьбе часовни, прежде всего, собирать средства на реставрацию ее росписей и финансировать эти работы. Мы также планируем приехать со съемочной группой, чтобы заснять для истории весь процесс переноса и реставрации памятника. Не исключаю, что будет продолжение фильма «Анастасия – значит «возрождение», где мы расскажем о возрождении Анастасиевской часовни – этой святыни Пскова.