Первые шаги к остановочному интеллекту
Новые остановочные комплексы должны появиться и заработать в Пскове до конца августа. Но первоначально новость о том, что несколько автобусных остановок в Пскове станут «умными», псковичам принес глава города еще в прошлом году. Тогда Борис Елкин отправился с контрольным выездом на ремонтируемую улицу Яна Фабрициуса. Планировалось оборудовать здесь не только тротуары и велодорожки, но и установить «умные остановки».
Глава Пскова Борис Елкин о планах по ремонту Привокзалья
«Продолжится ремонт отрезков примыкающих улиц: Металлистов, Гагарина, перекресток с улицей Вокзальной. Автобусные остановки станут "умными", вдоль дороги появится живая изгородь из кизильника. Обязательно компенсируем вырубленные деревья».
Возможно, в ближайшей перспективе улица Яна Фабрициуса и прилегающие к ней действительно удивят псковичей технологической оснащенностью, но пока весь город ждет хотя бы укладки асфальта и открытия движения по ней.
«Умные остановки» тем временем начинают появляться в других частях города.
- Что было известно год назад: 6 «умных» остановок появятся в Пскове до 2023 года
Первопроходцы на Запсковье
Одновременно с ремонтом улицы, названной в честь командира Красной армии, ведется обновление дорожной артерии на улице Труда, где запланировали не только обновить дорожное полотно, но и заменить обычные остановки «умными». И здесь они появились намного раньше, чем в районе вокзала. По крайней мере, их уже начали монтировать.
Давайте же разберемся, какая радость в скором времени ожидает жителей Запсковья. Как минимум, «умные» остановки от обычных отличаются тем, что они не только освещаются, но и предоставляют возможность пассажирам зарядить свои гаджеты и получить самую разную информацию со специального электронного табло, анонсировал Борис Елкин.
Кстати, отдельное восхищение у местных, рассмотревших макеты будущих остановок, вызвала ее вместительность и защищенность от непогоды.
«Помимо того, что остановка достаточно длинная и широкая, чтобы под козырек могло зайти большое количество человек, спереди ее будет защищать от брызг с проезжей части и ветра специальное стекло. Это очень удобно!» - поделилась мнением жительница микрорайона Ирина К.
Обсудить преимущества и недостатки «МК в Пскове» решил не только с рядовыми пассажирами, но и с экспертом, главным специалистом отдела управления проектами ГКУ ЦОДД правительства Москвы Максимом Пушкиным.
- Кстати, руке Максима Пушкина принадлежит проект организации турбокольцевых перекрестков в Пскове.
Среди однозначных плюсов «умных остановок» Максим Пушкин назвал комфортные условия ожидания транспорта, среди которых не только подзарядка гаджета, но и возможность выйти в интернет через Wi-Fi, а также получение актуальной информации о времени прибытия того или иного автобуса.
Отдельно эксперт заострил внимание на повышенной безопасности. Как правило, такие комплексы оснащены камерами видеонаблюдения, а значит, найти нарушителей (если кто-то вообще решится на хулиганство под присмотром) будет гораздо легче и быстрее.
«Недостаток в том, что для умных остановок необходимо подключение к электропитанию. Конечно, это не сверхтяжелая проблема для городов, она скорее бюрократическая. Да, такое подключение требует определенных финансовых вложений, но ведь это инвестиции в будущее, в экономическое развитие города», - объяснил Максим Пушкин.
Еще одной трудностью при внедрении в дорожную карту Пскова «умных остановок» стала необходимость перенастроить движение на Запсковье. Здесь переместили автобусную остановку у перекрестка улиц Звездной и проспекта Энтузиастов с «островка» на «береговую часть улицы», а вдобавок решили поставить дополнительную остановку у торгового центра «Рубин». Согласитесь, фронт работ выполнен немалый.
Не хуже, чем в столицах
Стоит признать, такая «эволюция» элементов городской инфраструктуры дает городу сильный толчок к развитию и, того больше, приближает к уровню столичных городов.
По воспоминаниям Максима Пушкина, в Москве установка «умных остановок» началась 7 лет назад и идет до сих пор — в этом году в столице появятся еще 400 таких объектов.
«Они устанавливаются на улицах после ремонта, реконструкции или на вновь построенных улицах в микрорайонах. До умных остановок у столицы был опыт оснащения существующих стойками с информационным табло. Но, так как все остановки имели разный вид оформления, впоследствии был разработан единый стиль остановочных комплексов», - рассказал специалист.
К «умным» изменениям в дорожной инфраструктуре Пскова Максим Пушкин относится с позитивом.
- Подробнее о производстве остановок для москвичей можно прочитать ЗДЕСЬ
«Провинциальные города ничем не хуже крупных городов или даже столицы. Современные автобусные остановки – это часть облика города, они служат не только местным жителям, но и туристам. Кстати, последним Псков должен оставлять приятные впечатления своей благоустроенностью», - заметил Максим Пушкин.
В этом контексте эксперт считает особенно важным, что руководство областного центра решило шагнуть в сторону от обустройства центра города и порадовать жителей Запсковья.
- По теме: Не остановка, а дуршлаг: зачем в Пскове ставят павильоны, под которыми не укрыться от дождя
«Как и принято перед массовым применением чего-либо, новшество нужно протестировать. И такую миссию возложили на жителей Запсковья, они первооткрыватели в этом плане. Практика покажет, насколько такие остановки удобны, и что необходимо улучшить. Хорошо, что администрация Пскова занимается всеми районами, а не только центральной частью (как бывает во многих провинциальных городах, где центр города – конфетка, а стоит свернуть за угол, и – "здравствуйте, девяностые")», - добавил Максим Пушкин.
Не стоит всех под одну гребёнку
Так не стоит ли администрации Пскова размахнуться и в следующем году (или, по крайней мере, когда это позволит скромный городской бюджет) сделать «умными» абсолютно все остановочные комплексы областного центра?
Нет, делать этого не нужно, даже при достаточном финансировании, уверен Максим Пушкин. Важно обустраивать каждую остановку, отталкиваясь от реальных потребностей населения. Например, в Москве остановки разнятся от простой установки «флажка» на маловостребованных пунктах до возведения полноценных комплексов с дополнительной навигацией и подогревом сидений на пользующихся большой популярностью.
Понять, какие остановки в Пскове нуждаются в эволюции, а какие — нет, можно, просто взглянув на них невооруженным глазом.
А что же наши ошапурки?
И «на сладкое» оставим ставший больным в последние месяцы вопрос — вандализм. Кажется, что чем больше в городе появляется приличных и благоустроенных мест, тем больше чешутся руки у вандалов. И общественные туалеты чем-то не угодили, и памятники нет-нет, да и попадут под раздачу.
Узнав о дорогостоящем нововведении, невольно задаешься вопросом — как долго оно будет радовать горожан? Сколько времени пройдет перед тем, как стекла разобьют камнями, а сенсорные панели зальют краской из баллончика? Стоит ли вообще облагораживать город в этом случае? Максим Пушкин уверен: вандалов бояться — только жизнь ухудшать.
«Как я уже говорил, на таких остановках повышен уровень безопасности. Они оснащены системой видеонаблюдения, а значит, вандалы попадут на запись, а после — прямиком в руки правоохранительных органов. Более того, чем депрессивнее окружающая среда, тем чаще происходят подобные случаи. А создание всего подряд антивандального, во-первых, будет неудобным для горожан из-за своей специфики, а во-вторых наоборот может бросить вызов — "ну, попробуй, сломай меня!"», - озвучил свою позицию специалист.
- О случаях вандализма в Пскове: Борис Елкин о двух новых фактах вандализма: Заявление в полицию подано, уверен, что зло будет наказано
Возможно, рано или поздно, сами господа вандалы оценят преимущества благоустроенной жизни и поумнеют вслед за автобусными остановками.