МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Псков

«Поумневшие» остановки: эксперт о преимуществах и недостатках псковского новшества

2023 год оказался для псковичей богат на дорожные новшества. Ремонты, кардинальные изменения в схемах движения, введение турбокругов и под конец лета - появление «умных остановок».

В чем их безусловная польза, а в чем — недостатки? Стоит ли «поднять уровень интеллекта» всех остановок областного центра? Стоит ли опасаться вандалов? Мнение эксперта на этот счет выяснил корреспондент «МК в Пскове».

Фото: Александр Елисеев

Первые шаги к остановочному интеллекту

Новые остановочные комплексы должны появиться и заработать в Пскове до конца августа. Но первоначально новость о том, что несколько автобусных остановок в Пскове станут «умными», псковичам принес глава города еще в прошлом году. Тогда Борис Елкин отправился с контрольным выездом на ремонтируемую улицу Яна Фабрициуса. Планировалось оборудовать здесь не только тротуары и велодорожки, но и установить «умные остановки».

Глава Пскова Борис Елкин о планах по ремонту Привокзалья

«Продолжится ремонт отрезков примыкающих улиц: Металлистов, Гагарина, перекресток с улицей Вокзальной. Автобусные остановки станут "умными", вдоль дороги появится живая изгородь из кизильника. Обязательно компенсируем вырубленные деревья».

Возможно, в ближайшей перспективе улица Яна Фабрициуса и прилегающие к ней действительно удивят псковичей технологической оснащенностью, но пока весь город ждет хотя бы укладки асфальта и открытия движения по ней.

Улица Яна Фабрициуса в июне 2022 года / Фото: телеграм-канал Бориса Елкина

«Умные остановки» тем временем начинают появляться в других частях города.

Первопроходцы на Запсковье

Одновременно с ремонтом улицы, названной в честь командира Красной армии, ведется обновление дорожной артерии на улице Труда, где запланировали не только обновить дорожное полотно, но и заменить обычные остановки «умными». И здесь они появились намного раньше, чем в районе вокзала. По крайней мере, их уже начали монтировать.

Каркас остановки уже смонтировали Фото: Александр Елисеев

Давайте же разберемся, какая радость в скором времени ожидает жителей Запсковья. Как минимум, «умные» остановки от обычных отличаются тем, что они не только освещаются, но и предоставляют возможность пассажирам зарядить свои гаджеты и получить самую разную информацию со специального электронного табло, анонсировал Борис Елкин.

Кстати, отдельное восхищение у местных, рассмотревших макеты будущих остановок, вызвала ее вместительность и защищенность от непогоды.

«Помимо того, что остановка достаточно длинная и широкая, чтобы под козырек могло зайти большое количество человек, спереди ее будет защищать от брызг с проезжей части и ветра специальное стекло. Это очень удобно!» - поделилась мнением жительница микрорайона Ирина К.

Макет остановки показал глава Пскова / Фото: телеграм-канал Бориса Елкина

Обсудить преимущества и недостатки «МК в Пскове» решил не только с рядовыми пассажирами, но и с экспертом, главным специалистом отдела управления проектами ГКУ ЦОДД правительства Москвы Максимом Пушкиным.

Среди однозначных плюсов «умных остановок» Максим Пушкин назвал комфортные условия ожидания транспорта, среди которых не только подзарядка гаджета, но и возможность выйти в интернет через Wi-Fi, а также получение актуальной информации о времени прибытия того или иного автобуса.

Отдельно эксперт заострил внимание на повышенной безопасности. Как правило, такие комплексы оснащены камерами видеонаблюдения, а значит, найти нарушителей (если кто-то вообще решится на хулиганство под присмотром) будет гораздо легче и быстрее.

Горожане уже осваивают новое городское пространство Фото: Александр Елисеев

«Недостаток в том, что для умных остановок необходимо подключение к электропитанию. Конечно, это не сверхтяжелая проблема для городов, она скорее бюрократическая. Да, такое подключение требует определенных финансовых вложений, но ведь это инвестиции в будущее, в экономическое развитие города», - объяснил Максим Пушкин.

Еще одной трудностью при внедрении в дорожную карту Пскова «умных остановок» стала необходимость перенастроить движение на Запсковье. Здесь переместили автобусную остановку у перекрестка улиц Звездной и проспекта Энтузиастов с «островка» на «береговую часть улицы», а вдобавок решили поставить дополнительную остановку у торгового центра «Рубин». Согласитесь, фронт работ выполнен немалый.

Подготовка к обустройству новой остановки на Запсковье велась всё лето / Фото: телеграм-канал Бориса Елкина

Не хуже, чем в столицах

Стоит признать, такая «эволюция» элементов городской инфраструктуры дает городу сильный толчок к развитию и, того больше, приближает к уровню столичных городов.

По воспоминаниям Максима Пушкина, в Москве установка «умных остановок» началась 7 лет назад и идет до сих пор — в этом году в столице появятся еще 400 таких объектов.

В Москве остановочные комплексы обновляются ежегодно / Фото: steamcommunity.com

«Они устанавливаются на улицах после ремонта, реконструкции или на вновь построенных улицах в микрорайонах. До умных остановок у столицы был опыт оснащения существующих стойками с информационным табло. Но, так как все остановки имели разный вид оформления, впоследствии был разработан единый стиль остановочных комплексов», - рассказал специалист.

К «умным» изменениям в дорожной инфраструктуре Пскова Максим Пушкин относится с позитивом.

  • Подробнее о производстве остановок для москвичей можно прочитать ЗДЕСЬ

«Провинциальные города ничем не хуже крупных городов или даже столицы. Современные автобусные остановки – это часть облика города, они служат не только местным жителям, но и туристам. Кстати, последним Псков должен оставлять приятные впечатления своей благоустроенностью», - заметил Максим Пушкин.

Не все псковские остановки отличаются комфортом Фото: Ирина Каплан

В этом контексте эксперт считает особенно важным, что руководство областного центра решило шагнуть в сторону от обустройства центра города и порадовать жителей Запсковья.

«Как и принято перед массовым применением чего-либо, новшество нужно протестировать. И такую миссию возложили на жителей Запсковья, они первооткрыватели в этом плане. Практика покажет, насколько такие остановки удобны, и что необходимо улучшить. Хорошо, что администрация Пскова занимается всеми районами, а не только центральной частью (как бывает во многих провинциальных городах, где центр города – конфетка, а стоит свернуть за угол, и – "здравствуйте, девяностые")», - добавил Максим Пушкин.

Не стоит всех под одну гребёнку

Так не стоит ли администрации Пскова размахнуться и в следующем году (или, по крайней мере, когда это позволит скромный городской бюджет) сделать «умными» абсолютно все остановочные комплексы областного центра?

Пассажиры будут защищены от ветра и дождя Фото: Александр Елисеев

Нет, делать этого не нужно, даже при достаточном финансировании, уверен Максим Пушкин. Важно обустраивать каждую остановку, отталкиваясь от реальных потребностей населения. Например, в Москве остановки разнятся от простой установки «флажка» на маловостребованных пунктах до возведения полноценных комплексов с дополнительной навигацией и подогревом сидений на пользующихся большой популярностью.

Понять, какие остановки в Пскове нуждаются в эволюции, а какие — нет, можно, просто взглянув на них невооруженным глазом.

Не все псковские остановки отличаются комфортом Фото: Ирина Каплан

А что же наши ошапурки?

И «на сладкое» оставим ставший больным в последние месяцы вопрос — вандализм. Кажется, что чем больше в городе появляется приличных и благоустроенных мест, тем больше чешутся руки у вандалов. И общественные туалеты чем-то не угодили, и памятники нет-нет, да и попадут под раздачу.

Узнав о дорогостоящем нововведении, невольно задаешься вопросом — как долго оно будет радовать горожан? Сколько времени пройдет перед тем, как стекла разобьют камнями, а сенсорные панели зальют краской из баллончика? Стоит ли вообще облагораживать город в этом случае? Максим Пушкин уверен: вандалов бояться — только жизнь ухудшать.

Порой от остановок остаются только "рожки да ножки" Фото: Светлана Пикалёва

«Как я уже говорил, на таких остановках повышен уровень безопасности. Они оснащены системой видеонаблюдения, а значит, вандалы попадут на запись, а после — прямиком в руки правоохранительных органов. Более того, чем депрессивнее окружающая среда, тем чаще происходят подобные случаи. А создание всего подряд антивандального, во-первых, будет неудобным для горожан из-за своей специфики, а во-вторых наоборот может бросить вызов — "ну, попробуй, сломай меня!"», - озвучил свою позицию специалист.

Возможно, рано или поздно, сами господа вандалы оценят преимущества благоустроенной жизни и поумнеют вслед за автобусными остановками.

Следите за яркими новостями Пскова в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах