Родители. Утомленные министерством
Если педагоги и раньше знали о грядущих изменениях в федеральных образовательных программах, то широкая общественность услышала о нововведении только на прошлой неделе. Изменения анонсировала заместитель министра просвещения РФ Анастасия Зырянова в ходе Всероссийского антикоррупционного форума.
ГОЛОС МИНИСТЕРСТВА
«Вопросы, связанные с противодействием коррупции, найдут отражение в таких учебных предметах, как обществознание, история и литература. Школьникам будут рассказывать об опасности подобного явления и о механизмах противостояния взяточничеству и злоупотреблению служебным положением в корыстных целях», – объясняется на сайте министерства. Там же указано, что акцент на антикоррупционной составляющей поможет еще эффективнее формировать личность будущего гражданина страны.
Тем временем, родители будущих граждан (а особенно - те, кто помогает детям с подготовкой уроков) оказались далеко не в восторге от таких инициатив.
Например, отец сыновей-подростков из Пскова Виктор заявил, что лучше было бы сконцентрироваться на базовых науках, не нагружая детей сторонней информацией.
«Наши министерства сильно утомили различными инициативами. В последнее время придумывается очень много разной “шелухи”, и очень мало внимания уделяется основной программе, которая настолько неидеальна, насколько это возможно. При целом букете инноваций последнего времени, программы самых базовых предметов уже давно требуют тщательной “инвентаризации” и доработки! И вообще, шахматы, дзюдо, умение метать гранаты, противостояние коррупции... - это все должно быть факультативным и не создающим обременение», – поделился своим мнением с корреспондентом «МК в Пскове» мужчина.
А псковичка Елена, чья дочь постигает программу средней школы, отметила, что слабо представляет, как должны строиться уроки в рамках новой программы.
«Считаю введение изучения основ противодействия коррупции в школьных программах абсолютно странной затеей. Если начать специально рассказывать, что брать взятки и воровать у государства - это плохо, не факт, что такая подача материала принесет какой-то стопроцентный результат.
Не очень представляю, как будут акцентироваться именно на коррупции? “Дети, откройте тетрадочку и запишите виды коррупционных преступлений: получение и дача взятки, откат, использование служебного положения… А наказание за это, дети, такое-то…”. Так что ли?» - добавила Елена.
При этом женщина уверена, что такие понятия, как уважение к законам, к другим людям, к себе и своему окружению, и так должно быть ежедневной составляющей школьного и домашнего воспитания. А, кроме того, тема противодействия коррупции и ранее поднималась при изучении художественной литературы и исторических событий.
«Зачем постоянно изобретать велосипед, дополняя существующие программы?» - недоумевают родители.
Нет гарантий усвоения
Ответ на последний вопрос корреспонденту «МК в Пскове» дала доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Псковского областного института повышения квалификации работников образования Татьяна Пасман. Она подчеркнула: коррупция - действительно серьезная проблема для нашей страны, но в школе (вопреки впечатлению родителей) ее обсуждают очень мало.
«Раньше в рамках курса обществознания учитель мог поговорить об этом в общей сложности минут 20 из-за очень больших содержательных объемов предмета. Акцента на противодействии коррупции как на важном и значимом материале не было. В курсе истории это вообще сводилось к отдельным фразам при изучении истории России 2000-х годов. И эти фразы учитель, скорее всего, и не произносил, а просто констатировал наличие такой проблемы», - рассказала Татьяна Пасман.
Чтобы изменить ситуацию, Псковский институт повышения квалификации педагогов ранее разрабатывал программу внеурочной работы по этой теме. Но какие факультативы проводить, а какие - нет, решают, конечно, сами школы.
В рамках изучения литературы школьники могли бы говорить о зле коррупции, например, изучая гоголевского «Ревизора», но и здесь нет гарантий, что материал будет преподнесен должным образом, уверена Светлана (девушка проработала несколько лет в одной из школ областного центра).
«У каждого педагога свой подход к преподаванию предмета. Среди моих коллег были те, кто обходил стороной различные произведения из-за личной неприязни. Это касалось даже классиков, Льва Толстого, например. Вместо того, чтобы читать, рефлексировать и обсуждать, дети несколько уроков подряд смотрели экранизацию произведения и переходили к следующему автору. Если новая программа сделает обязательными для изучения социально важные темы, это будет даже неплохо», - привела пример Светлана.
Темы, без которых невозможно жить
Но и у такого благого (как оказалось) начинания есть своя темная сторона. Кроется она в отсутствии должной подготовки учителей, считает Татьяна Пасман.
«Важно то, как педагоги будут подготовлены, чтобы реализовывать эти программы. Важно создать для этого условия - продумать, откуда взять часы на изучение информации, обучить самих учителей, подготовить интересные и правильные материалы для обучающихся... Если этого не будет, всё сведется к тому, что и сейчас есть», - указала она и добавила, что учебников по новым программам псковские педагоги пока не видели.
В целом, изучив новые программы, методист ПОИПКРО пришла к мнению, что они (как и многие другие школьные программы) слишком объемные, и изучить всё, что предлагается, все равно не получится. Здесь можно согласиться с родителями - ученики часто оказываются сильно перегружены.
«Я считаю, что для качественных изменений в системе образования нужна совместная работа профессионалов - педагогов и ученых. Сегодня нормального сотрудничества нет. Первое, что нужно сделать - определить количество единиц информации, которые ученик способен освоить в пределах учебного года. После этого нужно выбирать из набора научных знаний, которые есть в мире, самое важное и преподносить так, чтобы и ребенок самостоятельно хотел учиться. Сейчас же мы видим, что ученые продвигают в программу какие-то темы, без которых “невозможно жить”. Ответа на вопрос “почему невозможно?”, не дается», - указала Татьяна Пасман.
Не только для «галочки»
Что же сами педагоги? Они не пасуют перед новыми программами. Как отметила в беседе с корреспондентом «МК в Пскове» педагог и завуч одной из школ Пскова Наталья, ранее коллеги из ее учебного заведения уже сталкивались с воспитательной работой на тему противодействия коррупции и проводили классные часы на эту тему.
«Интересно было бы почитать методические рекомендации от Минпросвещения, но я думаю, что учебные планы переписывать не придется - программы федеральные, а, значит, планирование года будет предложена в программе автоматически», - выразила надежду Наталья.
Главной проблемой внедрения различных инициатив в систему образования она назвала отсутствие единого плана образовательных мероприятий (хотя и эту проблему планируется решить к 1 сентября).
«Напрягает несогласованность действий различных ведомств. Часто навешивают “срочные мероприятия”, которые нужно провести единомоментно, охватить ими много учеников, а после еще опубликовать информацию в соцсетях и прислать ссылку руководству. Если о подобных мероприятиях, классных часах, беседах и уроках мы будем знать заранее из единого плана, то их результатом будет реальная польза, а не просто “галка” в отчете», – заключила Наталья.
Как говорится, сегодня все люди абсолютно точно знают три вещи: как учить, как лечить и как управлять государством. Разрешить конфликт между родителями, которые всегда готовы подсказать педагогу, как ему работать, учителем и непредсказуемой системой образования поможет только четкое методическое обоснование каждого нововведения. Зачем оно, как его преподнести, какого результата ожидать - все это и родители, и педагоги, и авторы инициатив должны четко проговаривать перед началом образовательного процесса.
Нам остается надеяться, что все ежегодные новшества действительно помогут вырастить умное, умеющее понимать и анализировать жизнь, а главное - не коррумпированное поколение.