Экзамены, хоть после 9-го класса, хоть после 11-го – то ещё испытание для молодой неокрепшей психики. Ответственность, которую чувствуешь перед родителями, накладывается на давление со стороны педагогов, а затем умножается на волнение по поводу того, что в самый ответственный момент можешь забыть всё, что учил. Сейчас смешно вспоминать, но практически после каждого из сданных ЕГЭ я плакала. Тогда действительно казалось, что не справилась, не написала, «упустила свою путёвку в жизнь» и вообще всех подвела. И хоть в итоге всё оказывалось не так уж и страшно, в первые часы после экзамена ситуация действительно казалась катастрофой.
Пожалуй, дело в ореоле, которым окружают экзамены. Примерно за год до «дня икс» начинаются рассказы о том, что решать задачки, отвечать на вопросы тестов и писать сочинения предстоит под прицелом камер наблюдения. «На входе рамки, личные вещи досмотрят, в туалет только с сопровождением. Списать не получится! Если заметят попытку, сразу выгонят без возможности пересдачи в этом году», - озвучивали «правила игры» наши педагоги. Услышав подобное, волей-неволей содрогнёшься.
Впрочем, помимо гнетущей атмосферы находятся и другие поводы для беспокойства. В их числе страх «пустить свою жизнь под откос». «Как сейчас помню, учителя на полном серьёзе говорили нам, что если мы не сдадим ЕГЭ, о нормальной работе и нормальной жизни можно забыть», - рассказывал один мой знакомый из школы на Завеличье.
Другая знакомая признавалась, что так сильно нервничала перед экзаменами, что похудела за месяц на 10 кг.
«Общий фон был гнетущим. Нас постоянно контролировали – где мы, чем занимаемся. Нам внушали, что помимо домашнего задания и подготовки к ЕГЭ мы не должны сейчас интересоваться ничем. Адекватно распределять время при этом нас не учили. Зато вызывали каждого на индивидуальную беседу, чтобы обсудить результаты пробных экзаменов. За каждую ошибку жёстко отчитывали, доводили до истерики. После такого у нас больше половины выпускников сидели на успокоительных или страдали от скачков давления. Такое вот единое государственное издевательство», - рассказала она.
КСТАТИ
В июне 2023-го в Кировской области девятиклассник погиб после проваленного экзамена по математике. Как сообщало РИА Новости, в день пересдачи экзамена школьник подготовил паспорт и ручки, собрался в пункт проведения ОГЭ… Но в итоге так и не появился там. Его тело обнаружили у дома, где он жил с родителями.
Обеспокоились в Госдуме
Тревогу школьников накануне экзаменов заметили и на федеральном уровне. В конце июня зампред фракции ЛДПР в Госдуме Ярослав Нилов предложил ввести обязательные консультации с психологом до и после ЕГЭ и ОГЭ для девушек и юношей. Подобную инициативу он объяснил тем, что экзамены «доводят подростков до нервных срывов и попыток самоубийства». При этом общение с психологом в столь ответственный момент могло бы помочь избежать трагедий, пишет «Газета.Ru».
По замечанию Ярослава Нилова, если психолог, побеседовав с выпускником, решит, что тот морально не готов к сдаче экзаменов, то проверку знаний следует перенести. При этом нести ответственность за такой перенос экзамена подросток не должен.
«При необходимости ребятам должна быть оказана профессиональная помощь. А если специалист придет к выводу, что школьник в данный момент не готов к сдаче экзаменов – они должны быть перенесены без каких-либо последствий для подростка. Да, возможно, это отодвинет некоторые жизненные планы, зато молодой человек останется жив и здоров. Более того, консультации со специалистами дети должны проходить после окончания экзаменов. Соответствующие предложения и поправки в нормативные документы уже готовятся», – заверил депутат Госдумы.
Это предложение в обществе вызвало неоднозначную реакцию. Может ли психологическая помощь, поставленная «на поток» быть действительно качественной? И как быть с организационными моментами? Кто и когда будет проводить экзамены для тех, кому психологи не рекомендуют сдавать их прямо сейчас?
Главное, не превратить в конвейер
Любая процедура проверки знаний, умений и навыков для большинства людей – стресс. Ведь человеку хочется показать себя в выгодном свете. Но вот насколько силён этот уровень стресса, зависит от индивидуальных особенностей (как психологических, так и физиологических), – такое мнение в беседе с корреспондентом «МК в Пскове» высказал семейный психолог-консультант Сергей Калинин.
«Создать процедуру проверки знаний, создать экзаменационные процедуры без стресса для каждого участника невозможно. Для одних бо́льшим стрессом будет сдавать, как это делалось раньше, например, людям из приемной комиссии. Для других, наоборот, будет более сильным стрессом полностью автоматизированная проверка по типу ЕГЭ или по типу ответов за компьютером. Это все очень индивидуально», - отметил он.
Но раз уж стресса для всех и каждого избежать во время экзаменов невозможно, не лучше ли, действительно, отправить школьников накануне проверки знаний к психологам? Ну, так, на всякий случай. К такой инициативе Сергей Калинин относится с осторожностью.
«Есть научные исследования, которые тщательно продуманы и подготовлены. А есть, условно говоря, конвейер, то есть процедура, которая должна осуществляться в каком-то таком массовом порядке Провести вот эту диагностику, вот этот конвейер, на должном уровне качества невозможно», - подчеркнул псковский психолог.
Собеседник, к слову, обратил внимание и на другие «подводные камни» этой инициативы с массовым походом к психологу. В их числе скорость, с которой придётся работать специалистам, общающимся со старшеклассниками. Если на диагностику будут приходить сотни человек, сможет ли психолог уделить всем им достаточно времени, успеет ли каждому заглянуть в душу?
«[Я предполагаю – прим.ред] все это будет по времени занимать не много, потому что нужно пропустить большое количество людей. Соответственно, вероятность ошибки, вероятность неточность диагностики, становится велика. И тут, конечно, под большим вопросом, насколько эта процедура будет полезной. И, самое главное: что делать с полученными результатами дальше?» - задаётся вопросом Сергей Калинин.
Частые гости
Пока на федеральном уровне только звучат предложения о массовом обязательном визите к психологам для выпускников, псковские школьники накануне ЕГЭ и ОГЭ сами довольно часто обращаются за помощью к специалистам. Об этом заявляет психолог Сергей Калинин.
Многие из них, по словам специалиста, имеют личностную предрасположенность, заключающуюся, например, в повышенной тревожности.
«При этом, как ни странно, они [школьники, жалующиеся на тревогу накануне экзаменов – прим.ред.] достаточно ответственные, неплохо учатся, стараются готовиться. Ну, вот именно на фоне своего психологического типа боятся, что от волнения они что-то не вспомнят или будут действовать слишком медленно, и им не хватит времени», - перечисляет собеседник.
В таких ситуациях, по замечанию Сергея Калинина, важен индивидуальный подход. Порой, чтобы проработать какие-то личные особенности характера, человеку могут потребоваться недели и месяцы встреч с психологом. Но чаще всего достаточно просто порекомендовать попробовать несколько техник эмоциональной регуляции.
Совет психолога: чтобы справиться с тревогой и волнением накануне экзамена или во время проверки каких-либо знаний или навыков, попробуйте некоторое время подышать. Глубоко, ровно и медленно. Второй вариант – придумайте себе какой-нибудь позитивный талисман, который вселяет уверенность (это может быть внутренний образ или даже небольшая игрушка, взятая с собой).
***
Экзамен – всегда стресс. И сделать этот процесс комфортным для всех – задачка из области фантастики. Так как же быть родителям и педагогам, которые переживают за выпускников и их будущее? Неужели пустить всё на самотёк?
Для начала, не подливать масла в огонь. И не пытаться ежедневно и ежечасно «стращать» ребёнка тем, что из-за плохих баллов за ЕГЭ и ОГЭ его жизнь пойдёт под откос.
«Сейчас, действительно, есть некий конфликт интересов. Потому что у школ в наше время очень такая жесткая система отчетности. От качества сдачи ЕГЭ и прочих показателей зависит рейтинг и педагогов, и школы. Поэтому, конечно, они пытаются как-то детей простимулировать. Но дело в том, что есть реакция взрослого, сильного человека, который может мобилизоваться, собраться перед ответственным мероприятием. А есть реакция ребенка, который может испугаться. И известны случаи, когда дети из дома убегали, и суицид пытались совершить, просто потому, что их буквально запугивали», - отметил в беседе с «МК в Пскове» психолог Сергей Калинин.
Здесь важно, чтобы правильную позицию заняли родители выпускника. Им, по словам специалиста, необходимо продемонстрировать, что своего ребёнка они любят, принимают и поддерживают в любом случае. Не из-за оценок и баллов, а просто потому, что он хороший человек, который свой путь в жизни найдёт вне зависимости от результатов ЕГЭ.
«Инициатива, может быть, и неплохая, но насколько она обеспечена людьми и прочими ресурсами?» - сомневается псковский психолог Сергей Калинин. Нас же, тем временем, беспокоит другой аспект: что бы не решили на федеральном уровне с этой психологической помощью выпускникам, с мёртвой точки проблема не сдвинется, если сами взрослые не изменят отношение к процессу сдачи ЕГЭ и ОГЭ и не освоят искусство поддержки и ободрения своих чад.