В этом году в воздух над Великими Луками в рамках встречи воздухоплавателей аэронавты впервые поднялись 10 июня. На следующий день на берегу Ловати можно было увидеть соревнование «кей-граб». Наконец, в воскресенье, 12 июня, в Великих Луках прошло торжественное открытие 26-й Международной встречи воздухоплавателей и 27-го чемпионата России по воздухоплавательному спорту. В городе на Ловати собрались более 30 участников из разных уголков России – Тулы и Москвы, Йошкар-Олы и Петербурга, Феодосии и Ростова-на-Дону, Кунгура и Нижнего Новгорода, Ярославской области и Рязани, Великого Новгорода и Воронежа, Московской области и, конечно, Великих Лук… Международной встречу воздухоплавателей-2022 сделал визит жителя Республики Беларусь. В Псковскую область аэронавт прибыл из Минска.
Праздник жизни
Самая яркая часть праздника началась в 18 часов вечера на площади Ленина. После команды: «Всем по машинам!» завелись двигатели десятков автомобилей. Торжественной колонной в сопровождении машин полиции легковушки с прицепами и грузовики выдвинулись в сторону Великолукской крепости.
Процессия получилась зрелищной: флаги, вспыхивающие пламенем горелки, установленные на корзинах в кузове машин, улыбки, музыка, гудки автомобилей… Не заметить этакий праздник жизни было сложно – великолучане и гости города (в целом, по данным полиции, открытие посетило около 11 тысяч зрителей) останавливались и снимали, сигналили и махали руками.
Из крепости аэронавты пешком отправились к летней эстраде. Концертная программа, приветственные слова, представление спортсменов-воздухоплавателей, поднятие флага… И вот под барабанный бой процессия возвращается на территорию Петровского парка. До старта аэростатов остаётся не более 15 минут.
600 метров над землёй
Аэростат нам с коллегой из Псковской Ленты Новостей достался необычный – взлетали первыми, в «сцепке» с другим воздушным шаром поднимали российский флаг, парили выше всех и следили за тем, чтобы соседний аэростат находился на той же высоте, что и наш, а 34-метровый флаг весом в 50 килограммов не провисал. Задача оказалась непростой. Но судя по фото, пилоты с ней справились. Флаг от нашего аэростата открепили уже за городом, на берегу озера, где рыбачили местные жители.
Тут началось самое интересное: виды панельных пятиэтажек и извилистых магистралей сменились аккуратными домиками, лесами, полями и болотами. Во время всего полёта ощущение волшебства не оставляло ни на минуту – все, что внизу, казалось игрушечным, каким-то нереальным.
34 воздушных шара на фоне заходящего солнца, шум горелки, вспыхивающей за спиной, и лай деревенских собак. Удивительно, но он отлично долетал до высоты в 500 метров. Как позднее объяснил наш пилот, дело в том, что звук не встречает никаких помех на своём пути. И распространяется вверх даже на высоту в 1 000 метров.
За городом настало время для разговоров по душам. Наш пилот, Илья Карпулев, оказался жителем Великих Лук. Он рассказал, что воздухоплаванием занимается около 5 лет. За это время в небе в качестве пилота аэростата успел провести более 100 часов. В основное время горожанин занимается монтажными высотными работами. В свободное – таким вот необычным хобби.
В воздухоплавание молодой человек, по его словам, пришёл «за компанию».
«Друга учили – и меня научили. Вот теперь летаю. Только во время фестивалей воздухоплавания и летаю. Сегодня у нас максимальная высота была 600 метров. А вообще я поднимался и на 3 километра. На обычном шаре можно подняться и на 5 километров, и на 6,5. Зависит от погодных условий – чем холоднее на улице, тем меньше газа расходуется. Хотя на высоте и летом холодно. Единственное, если подняться повыше, всё на земле становится мутным. Это из-за облаков», - рассказал собеседник.
Свой первый полёт Илья Карпулев вспоминает с особыми эмоциями. «При посадке нас 80 метров волочило. Но вы не переживайте, сегодня такого не будет, ветер должен быть сильный. Вам вообще самое интересное досталось – с флагом пролететь. И погода ещё так совпала, что можно это осуществить», - объяснил он.
Впрочем, во время полётов бывают и другие приятные неожиданности.
«Если повезёт, можно с высоты и зайцев увидеть всяких, и косуль, и лис. Все они здесь живут. Главное, внимательно смотреть. Вон там, видите, деревушка? Так там рысь жила», - поделился Илья Карпулев.
По словам аэронавта, приземление на воздушном шаре – дело деликатное. «Хуже всего над железной дорогой приземляться. Поверьте, приятного там мало. Или вот над ЛЭП, например. Но и тут, если “прыгать” вверх-вниз, то где-нибудь поймаешь ветер, который тебя сдвинет на пять метров в сторону. А вообще, как штиль плох, так и сильный порыв», - подытожил пилот.
КОНКРЕТНО
По словам аэронавта Ильи Карпулева, вес воздушного шара, на котором мы летели, относительно небольшой: 3 баллона с газом по 50 килограммов каждый, корзина меньше 100 килограммов и приблизительно столько же оболочка. Итого – 350 килограммов. «Аэростат требует хранения, обслуживания, техосмотра, по факту, как обычная машина. Если это рассматривать как хобби, то оно получается дорогим», - отметил он.
Мягкая посадка
«Вот сейчас эту ЛЭП пролетим и будем снижаться, главное, провода не зацепить», - со знанием дела произнёс пилот Илья Карпулев. Уверенности в благополучном исходе ему оказалось не занимать. А моё сердце тем временем пропустило удар.
«Главное, держитесь за ручки внутри корзины. Вот же они! Сесть должны мягко», - заверил аэронавт.
Несколько мгновений… И корзина нашего аэростата коснулась земли. Ещё мгновение – подбросило на кочке в воздух. Секунда… И снова опустило на землю. На этот раз окончательно. Приземлились в этаком русском поле с травой по пояс, роем мошек и комаров, которые учуяли добычу и тут же окружили «кормушку». Как оказалось позднее, сели километрах в десяти от центра Великих Лук. Однако для того, чтобы добраться до нас, команде помощников потребовалось около получаса.
Новые знакомства
Это время мы провели с пользой – выбрались из корзины аэростата в некошеную траву, сделали на память ещё несколько снимков, начали складывать купол (порыв ветра – и он накрыл нас), испачкали руки в мазуте и… познакомились с 10-летним Лёвой, дружелюбным деревенским мальчиком, который вместе со своим папой на велосипеде приехал в поле, чтобы посмотреть на приземлившийся шар.
«Здравствуйте! А я болею за вас!» – заявил новый знакомый, держа в руках картонную копию аэростата, на котором мы недавно летали. «У меня вот, тоже шар есть! А за вас я болею потому что шар у вас русский. Вот! А можно корзину потрогать? А вам не страшно было там, в небе? А я вот боялся бы выпасть… А забраться в корзину можно? Такой шар у вас красивый!» - вдохновлённо затараторил мальчик. Очередная порция детского восторга обрушилась на нас после того, как пилот позволил новому знакомому посидеть в корзине.
«Ого как тут! Я и не думал! Ну ладно, я пойду – на шар “Газпрома” ещё посмотреть хочу. Вы солдату [так мальчик назвал нашего пилота, Илью, увидев на нём защитного цвета комбинезон и фуражку – прим.ред.] от меня привет передавайте. Скажите, что от его друга, и скажите, что болею за него», - попросил на прощание Лёва.
В живописном русском поле «Газель», приехавшая за аэростатом и его пассажирами, надёжно встряла. И пока «малотоннажку» толкали, мы держали корзину, которая стояла на кочке и грозилась рухнуть, и отмахивались от комаров. Можно ли назвать эту часть дня неприятной? Однозначно нет. Закат был удивительный. Багряное небо, розовые облака с золотой каймой на его фоне. Зелень, запах разнотравья, стрекотание сверчков.
После была дорога в город. К слову, пилот нашего аэростата оказался профи не только в воздухе, но и на земле. Чтобы не застрять в великолукской луже в очередной газ, на «Газели» по полю мы лихо ехали задом, вызвав тем самым бурю эмоций у команды ещё одного воздушного шара, который приземлился неподалёку.
Графиня Крупенинская
На десерт остался не менее эмоциональный ритуал – посвящение в воздухоплаватели.
«Все, кто впервые поднимается в воздух на аэростате, его проходят. Без него мы вас даже и не отпустим», - пошутил пилот.
Сказано – сделано. Посвящали в воздухоплаватели нас на парковке спорткомплекса «Стрелец». Всё как полагается: уложили животами на купол аэростата, рассказали предание о первых воздухоплавателях (оно гласит, что первым аэронавтам даровали земли, на которых они приземлялись, и графские титулы), напомнили о четырёх стихиях, дающих силу всему живому, подожгли прядь волос, затушили шампанским, добавили земли, «для мудрости», прокричали троекратное «Ура!». Так меня и нарекли Графиней Крупенинской.
«Землю как в старые времена мы вам дать не можем. А вот титул – пожалуйста», - объяснил наш пилот. Кстати, после посвящения новоиспечённым графиням даже выдали дипломы (интересно, можно ли теперь этот титул использовать в своём резюме?)
В салон авто мы так и сели – мокрые и счастливые. Дорога в Псков пролетела незаметно. Правда, после багряного великолукского заката почувствовался контраст – родной город встретил дождём.
Подъём на следующий день, к слову, дался непросто. Первой утренней эмоцией было удивление: «Так, стоп! А почему волосы пахнут шампанским?» За ней пришло осознание. А после него – вереница ярких воспоминаний о вчерашнем приключении. Кажется, на прощание я сказала пилоту и его команде что-то вроде: «Этот день навсегда останется в моём сердечке». Так вот, я ничуть не лукавила.
Соревнования воздухоплавателей-2022 в Великих Луках продлятся до 17 июня. В ближайшие дни аэронавтов ждут спортивные полёты, во время которых на заданной высоте они должны будут описывать на своём воздушном шаре геометрические фигуры. Изюминкой встречи воздухоплавателей станет ночное свечение аэростатов. Говорят, зрелище будет волшебным. Пропускать не советуем.