Почти два года назад Псковская область впервые за долгое время столкнулась с массовой дистанционкой. В середине марта 2020-го псковских школьников из-за коронавируса сначала раньше срока отправили на каникулы. А затем с 23 марта перевели на дистанционное обучение. Тогда-то возникли первые сложности – возрастным педагогам Псковской области пришлось в ускоренном темпе осваивать современные технологии, и, преодолевая стеснение перед мамами и папами, которые жаждали узнать, как проходят уроки их любимых детей, выходить в «онлайн».
Несмотря на старания учителей, без возмущения со стороны родителей не обошлось. Псковские мамы и папы были шокированы объёмами домашних заданий и возмущены тем, что новые темы в некоторых случаях им по второму кругу приходится самим объяснять детям. Недовольство жители региона охотно выплёскивали в соцсетях и на сайте губернатора. Дистанционку невзлюбили многие. Тем не менее, такой формат обучения в Псковской области впоследствии вводили не раз.
Для учеников образовательных заведений Пскова и Псковского района очередной период «онлайн-занятий» завершился 7 февраля. Для юных жителей Великих Лук и района – пока нет. Дистанционное обучение в муниципалитете продлится до 13 февраля.
Интересно, что не рады этому не только родители, но и сами педагоги. У многих из них дистанционка ассоциируется со стрессом, проблемами и сложностями, в таком формате обучения они находят множество минусов. Каких? «МК в Пскове» пообщался с педагогами и собрал пять историй учителей.
Взяли на «слабо»
О сложностях дистанционного обучения не понаслышке знает учитель истории и обществознания одной из районных школ Псковской области Елена И. Подробностями она поделилась в беседе с корреспондентом «МК в Пскове»:
«В одном из классов у меня есть группа довольно проблемных ребят. Если в оффлайн формате я с ними ещё худо-бедно справлялась… Ну, знаете там, замечания в дневник, дополнительные задания за дурацкие выходки на уроках, вызов родителей в школу за маты и брань... То на дистанционке дело стало совсем плохо. Заводила этой гоп-компании (понимаю, что нехорошо так про детей, но про себя иначе называть их не могу) сначала сам стал придумывать тысячи причин, чтобы не выходить, как все его одноклассники, в Zoom, а после стал подначивать и остальных. Мне так обидно было! Я пол вечера накануне урока для них всякие задания придумывала, чтобы заинтересовать, чтобы тему доходчиво объяснить. Захожу в конференцию, а подключилось только полкласса! Я потом у старосты узнала, что те ребята остальных на “слабо” взяли.
И как с ними бороться? Естественно, связалась с их классным руководителем, выписала номера родителей из журнала и вечером всех, кого не было на уроке, обзвонила. Вот делать мне нечего больше! Ведь это уже, по сути, моё нерабочее время! А у меня, между прочим, у самой семья, дети – им тоже внимания мамы по вечерам хочется».
«Буквы и запятые не разглядеть»
Русский язык – предмет, требующий от школьников много писать от руки. Но как проверять задания, написанные в ученических тетрадях, если педагог работает с детьми дистанционно? Разумеется, по фотографиям. Только разглядеть на снимках среди сотен строчек (зачастую написанных довольно небрежно) ошибки – задача не из лёгких. Но это не все сложности, с которыми приходится сталкиваться! Педагог русского языка и литературы псковской школы Алла П. [имя и фамилия собеседницы изменены по её просьбе – прим.ред.]:
«Я провожу уроки в Zoom. Но на них присутствует только третья часть класса, а у остальных разные причины: звука нет, памяти на телефоне для Zoom нет, телефона нет, забыл, что урок и т.д. т.п. В итоге, для части класса проводишь урок в Zoom, для остальной части – делаешь видео. При этом упражнения с учебника нельзя давать – спишут. Потом присылают задания даже в час ночи. А если сразу не проверишь – обижаются. У меня каждый день на проверке было от 50 заданий (преподаю в трёх классах, один из них выпускной) плюс сочинения! Только вдумайтесь: каждое проверить на списывание, потом через компьютер буквы и запятые разглядеть. А после в голосовом сообщении расписать ошибки – дать обратную связь. Ненавижу дистант.
Это ещё что! Один родитель моей коллеге, когда она в течение нескольких часов не проверила задание его ребенка, удалил сообщение и написал гневное письмо, заявив, что вообще-то нужно раньше проверять. А у другого моего коллеги на уроках в 7 классе вообще всего один человек из класса в Zoom был».
Виноват «родительский контроль»
Ничуть не проще, как оказалось, приходится и педагогам, работающим с младшими школьниками. Свою историю «МК в Пскове» рассказала учитель начальных классов одной из школ Псковской области Наталья П.:
«Дистанционное обучение – это ад. В моём классе не всем детям мамы и папы разрешают самостоятельно пользоваться компьютерами и гаджетами. У некоторых установлен “родительский контроль” [специальная программа, позволяющая контролировать действия ребёнка в Сети – прим.ред]. Так что на дистанционке разгар рабочего дня у меня приходился на 19 часов вечера, когда мамы и папы детей возвращались с работы, включали компьютер и вместе с детьми выходили в “онлайн”. Я успела уже сто раз пожалеть о том, что в прошлом году согласилась пойти на уступки и, по просьбе некоторых родителей, организовать онлайн-занятия не днём, а вечером. Теперь никуда от этого не деться! Как только переводят на дистанционку, снова возвращаемся к этой схеме – днём я прихожу в школу, заполняю журнал, проверяю задания, готовлюсь к урокам, а вечером, когда все нормальные люди уже отдыхают, опять работаю – веду уроки в онлайне».
Слава Богу, вышли
Недолюбливают дистанционное обучение не только опытные педагоги, но и молодые специалисты, лишь недавно пришедшие в школу. «Слава Богу, вышли в школу», - с облегчением выдыхает преподаватель русского языка и литературы школы города Пскова Екатерина Н. [имя и фамилия собеседницы изменены по её просьбе – прим.ред.]. В коллектив, объяснила девушка корреспонденту «МК в Пскове», она начала вливаться недавно. А тут дистанционка!
«У нас требуют проводить уроки в Zoom. Детей я целенаправленно прошу включать во время занятий камеры, чтобы видеть, кто и чем занят. Слышала, что если этого не делать, они и в Tik-Tok могут сидеть, и сериалы смотреть и вообще спать. Звук-то отключен у всех, пока учитель объясняет материал. Как они себя на уроках ведут? Часть детей, которые заинтересованы в получении знаний, и в очном, и в дистанционном формате слушают внимательно и выполняют все задания, а те, кто в школе ничего не делал, в Zoom и подавно ничего не делают.
Могут отвлекаться, задавать вопросы не по теме. Не всегда вовремя делают то, что сказано. Но, что радует: после дистанционки я собрала тетради, в которых они работали дома, всё оказалось выполнено. Так что не думаю, что на дистанционном обучении они расслабились. Знаю точно другое: они рады, что во время онлайн-обучения могли подольше поспать».
Кидают ссылку на Zoom ботам
Учитель русского языка и литературы из города Великие Луки Ольга Т. [имя и фамилия собеседницы изменены по её просьбе – прим.ред.] в беседе с «МК в Пскове» заявила, что и она, и практически все её коллеги негативно относятся к дистанционному обучению. По словам молодого специалиста, то, что происходит в формате «онлайн» - бесполезная работа, которая увеличивает количество пробелов в знаниях.
«Не все учителя готовы морально к дистанту. Элементарно некоторые не могут перебороть свой страх записать себя на видео или начать объяснять тему онлайн. А это прямо требуют! Когда ты в школе, есть только ты и ученик. На дистанте рядом находятся мамы, братья, сёстры, которые могут за тобой наблюдать. Ну и плюсом некоторые возрастные учителя просто не умеют пользоваться техникой, не хотят регистрироваться на платформах (даже в том же “ВКонтакте”), для них это волнительно. Даже если во время урока звук пропал, для них это стресс. Ко мне постоянно бегают мои коллеги – им самим не справиться именно с техникой, не подключиться.
Во-вторых, не все ученики присутствуют на уроках. Из 26 сегодня, например, было 11. Я веду онлайн уроки. И какой смысл? Если мне эту же тему придётся объяснять ещё раз в школе. Ученики или целенаправленно не посещают уроки, или у них нет техники у них. Но чаще всего первый вариант. А программа идёт вперёд, и всем все равно, что ты не успел или они не усвоили. Ведь усвоить нужно!
Ещё один минус: не все ученики адекватно себя ведут на уроках. Знаю, что некоторые из них у нас в школе специально кидают ссылку на конференцию в Zoom ботам. Те начинают писать не по теме, превращать урок в хаос. Можно, конечно, поставить ограничения, но, опять же, не все учителя умеют это делать.
Кроме того, время, проведённое учителями в интернете благодаря дистанционке, возрастает до пределов. Я сегодня провела 4 урока, и мои глаза покинули чат. Плюс живого общения не хватает.
Ах да! И ещё тетради! У русистов проверка тетрадей – это первое в топе проблем. Особенно, если это сочинения. А ещё никак не отследишь списывания. То есть все диктанты, изложения сразу можно сбрасывать со счетов. В целом, эти скачки́ (дистант/очно) очень расслабляют детей, их после недельного “отпуска” не привести в чувства, они уже не в состоянии трудиться. И ещё огромный минус дистанта – оценки абсолютно неадекватные. За детей все делают родители, ГДЗ. Они получают одни 5. Я думаю, что ни учителя, ни ребята не готовы к дистанту как морально, так и технически».
К дистанционному обучению можно относиться по-разному. Но отрицать тот факт, что разобщение детей помогает не допустить роста заболеваемости, нельзя. Всё-таки лучше некоторое время потерпеть неудобства, чем потом переживать за себя и детей, заболевших коронавирусом.