Исследователи утверждают, что переправа через реку Пскову появилась в городе ещё в XIV веке - тогда мост назывался Запсковским. Позже он претерпел много изменений: его разбирали и воссоздавали, а сам он был и «американским» [так как спроектирован был жителем Америки - прим.ред.], и Высоким, и даже Великим. Наконец, до революции мост называли Троицким, а после неё, стараясь избавиться от любых религиозных именований, - Советским. В наши годы псковичи железобетонный мост у Золотой набережной величают Троицким, однако, официально он до сих пор носит своё гордое коммунистическое имя - Советский.
Любопытно, что с XIX века параллельно Высокому мосту ежегодно стали выстраивать временную переправу на козлах. Делалось это потому, что «основной» мост быстро ветшал, и его приходилось регулярно разбирать и приводить в порядок. В середине XIX века новую переправу изготовили из дерева: автором проекта крытого решетчатого моста стал американский инженер Таун.
Затем в конце столетия разобрали и «заморский» мост: в итоге он был заменён 140-тонной металлической арочной конструкцией. Её изображения можно найти на советских фотографиях, датируемых первой половиной XX века. Кстати, именно в это время изящную конструкцию с аркой и стали называть мостом Американской системы. Свой современный облик мост у Троицкого собора приобрёл в 1950 году. В последующие 70 лет его не переделывали и не перестраивали. Зато властям приходилось регулярно менять асфальт и секции ограждения, которые псковские лихачи сносили во время ночных гонок.
«Параллельный» ремонт
Словом, мост уже давно нуждался в масштабной реконструкции. Однако средств на неё несколько лет найти не удавалось. Вопрос решился в 2021 году.
Тут у жителей города возникли новые опасения. Не изменят ли внешний облик моста? Не затянется ли его реконструкция? И главное: не вызовет ли закрытие моста на ремонт транспортный коллапс в городе? Ведь, во-первых, проект не предусматривает устройство временного объезда. А во-вторых, как ранее сообщал исполняющий полномочия главы администрации города Пскова Борис Елкин, работы по ремонту улицы Леона Поземского и реконструкции Троицкого моста будут проходить «параллельно» друг другу.
Едкими комментариями о том, сколько неудобств может доставить псковским автомобилистам ремонт моста, соединяющего центр и Запсковье, в последние дни пестрят соцсети. Разделяют пессимистичные общественные настроения и активисты.
Они уверены в том, что закрытый мост через Пскову станет большой проблемой для города. Как рассказал в беседе с корреспондентом «МК в Пскове» представитель региональной общественной организации «Убитые дороги» Николай Мельков, из-за закрытого Троицкого моста Запсковье останется «отрезанным» от центра, а водителям придётся строить маршруты через улицу Инженерную, что, конечно, будет отнимать значительное количество времени.
«Сейчас можно заметить, что очень большой транспортный поток идёт по улице Труда. В первое время от людей будет идти большой негатив по поводу идущей реконструкции, но такие работы, безусловно, делать надо. Лучше отремонтировать мост вовремя, чем если он внезапно придёт в непригодность, и его просто закроют», - отметил Николай Мельков.
Представитель псковских «Убитых дорог» уверен, что любые изменения, даже те, которые без сомнения пойдут городу на пользу, вызывают у многих людей негатив.
«Часто водители не готовы к такому роду кардинальных изменений», - подчеркнул он. По словам общественника, сейчас на мосту выделено 3 полосы для движения, хотя автомобилисты игнорируют этот факт и выстраиваются в 4 ряда.
Николай Мельков считает, что появление дополнительной полосы на мосту после ремонта не сильно повлияет на общую ситуацию. «Одна полоса мало что может решить. В идеале, конечно, нужен ещё один мост через реку», - поделился своим мнением представитель «Убитых дорог».
Старый мост, новые ограждения
Несмотря на тревоги граждан из-за ещё не начавшегося ремонта Троицкого моста, некоторые опасения можно развеять уже сейчас. Как рассказал корреспонденту «МК в Пскове» исполняющий полномочия главы городской администрации Борис Елкин, проект реконструкции уже разработан, и он предусматривает сохранение исторического облика моста через Пскову. Между тем, полностью изменений избежать всё-таки не удастся: чугунные ограждения будут новыми, но максимально приближёнными к оригиналу.
Окончание работ по контракту запланировано на июль 2023 года, но городская администрация, по словам Бориса Елкина, нацелена завершить ремонт до конца 2022. «Не в наших интересах затягивать, так как в наших планах ещё ремонт Ольгинского моста. А перекрыть их одновременно мы однозначно не можем», - поделился он.
И. п. главы городской администрации не исключает, что у псковичей с началом работ могут возникнут временные трудности с передвижением по городу. Однако Борис Елкин высказал мнение о том, что это продлится лишь до тех пор, пока горожане не привыкнут к новым маршрутам. Тем более, что во время перекрытия Троицко моста городская администрация предусматривает для объезда сразу три моста: Инженерный, Александра Невского и Кузнецкий.
В рамках реконструкции моста планируется выделить до четырёх полос движения. Несмотря на такой очевидный плюс, как расширение проезжей части, псковичам не стоит надеяться на появление велодорожек на Троицком.
«Появление велодорожек на мосту, к сожалению, не рассматривается, поскольку это исторический район со стесненными условиями, и расширение моста ещё больше невозможно», - резюмировал Борис Елкин.
Очевидно, что закрытие моста на столь длительный период - мера вынужденная. И какой бы дискомфорт это решение не принесло автомобилистам и пешеходам, игра, как говорится, «будет стоить свеч». Нам же, со своей стороны, остаётся лишь пожелать всем жителям города терпения.