Мало кто из жителей страны не видел комедию «Холоп», вышедшую на экраны российских кинотеатров в 2019-м, или хотя бы не слышал о ней. Впрочем, это и не удивительно. Ведь фильм с Милошем Бирковичем в главной роли стал самой кассовой комедией в истории, за несколько недель проката собрав более 2 миллиардов рублей. Секрет успеха, на наш взгляд, не только в отличной рекламной кампании, но и в атмосфере места, в котором разворачивается сюжет – большая часть съёмок фильма прошла в кинодеревне в Новоржевском районе. За несколько лет до создателей «Холопа» в этой же локации побывала съёмочная группа трилогии «Гоголь» с Александром Петровым, «Василисы» со Светланой Ходченковой и, наконец, «Батальона».
Не пришлось простаивать кинодеревне и в этом, 2021 году. По слухам, под Новоржевом проходили съёмки одного из эпизодов второго сезона сериала «Эпидемия» по роману Яны Вагнер. Ради этого деревню «подправили», превратив в поселение родноверов. Снимали в Псковской области, с 18 по 19 апреля и с 15 по 22 мая. Корреспондент «МК в Пскове» побывал в кинодеревне спустя почти месяц после окончания съёмок и увидел, во что превратилось привлекательное для туристов место.
130 км и вы на месте
Знаменитая псковская кинодеревня находится в Новоржевском районе, в 18 километрах от райцентра и в 130 от Пскова. Добраться до неё проще всего на собственном автомобиле. Достаточно вбить в навигаторе «урочище Лосковское» и построить маршрут. Самым большим сюрпризом для тех, кто направляется к месту съёмок любимых фильмов, станет качество дороги.
В некоторых местах асфальта нет вовсе, в других проезжая часть похожа на стиральную доску, есть, наконец, участок, проходящий через лесную чащу – туда легковушкам с низкой посадкой после дождей вообще лучше не соваться. Словом, вместо полутора- двух часов, которые можно было бы потратить на дорогу при хорошем раскладе, ехать придётся значительно дольше.
Оставить машину можно у самой кромки деревни. Никаких парковок, разумеется, здесь нет – транспорт «бросают» на полянке или между деревьями. Зато есть домик охраны. Правда, в большинстве случаев пустой – смотритель, если верить рассказам местных жителей, появляется в кинодеревне лишь накануне съёмок. Его задача не только следить за сохранностью объектов, которые ремонтируют и достраивают, но и наблюдать за туристами – как бы не сфотографировали чего лишнего и не испортили интригу.
Травы по пояс
Кинодеревня, открывающаяся взгляду приезжих, небольшая – две «улицы», чуть более двух десятков домиков, сараев, амбаров и прочих хозпостроек. Некоторые дворы (вероятно те, которые должны выглядеть местами обитания людей побогаче) огорожены заборчиками с воротами и калитками, часть дворов скрыта навесами с соломенными крышами.
Особенное место притяжения – «барский двор» с большой усадьбой в центре и «площадью», окружённой сараями с самым настоящим сеновалом (в одном из них, по фильму, и жил Милош Биркович). Есть в кинодеревне и собственные мельницы. Их сразу две: водяная, стоящая на берегу Сороти, около барского дома и ветряная, находящаяся в отдалении, на заливном лугу.
Никакой культурной ценности эти домики, амбары и сараи не несут. Для съёмок очередного фильма декорации не только подкрашивают (чтобы подходило по стилистике, как получилось перед нашим приездом), но и перестраивают, сносят и даже сжигают, чтобы затем выстроить на их месте новые дома и усадьбы. Никакой жалости – ведь это всего лишь антураж для кинокартины, только фон, на котором развиваются действия. Зато какой фон… На каждом шагу хочется останавливать и снимать, снимать, снимать. Кинодеревня завораживает.
НЕ ВЕРЬ СВОИМ ГЛАЗАМ
Несколько лет назад в урочище Лосковском было бутафорское кладбище. Могилы с каменными крестами в кадре выглядели как настоящие, зловещие, пугающие… А на самом деле кресты были сделаны из пенопласта и покрашены серым. Сейчас на территории кинодеревни есть «языческое капище» с резными деревянными идолами. В центре композиции – жертвенный валун. Издали догадаться сложно, но он тоже из пенопласта.
К слову сказать, рассчитывать на комфортную прогулку туристам, прибывшим в Лосковское, не приходится. Траву здесь косят исключительно перед началом очередных съёмок – никакого смотрителя у кинодеревни нет. А жаль – растительность в некоторых местах метровая. Портит настроение и крапива, обжигающая ноги и руки. К счастью, к большинству домиков протоптаны тропинки. Если бы не они, заглянуть внутрь отважились бы немногие.
Жук и жаба
Снаружи дома выглядят «обитаемыми» - занавески на окнах, забытая восковая свеча на столе, дрова, ждущие своего часа и даже связка вяленой рыбы, брошенная под навесом... Но всё это лишь бутафория. Сомнения рассеиваются, стоит лишь зайти в один из домов (к слову, двери практически каждой постройки в кинодеревне распахнуты).
Оказавшись внутри, хочется скорее выйти. Чего здесь только нет – доски и пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты и одноразовые контейнеры из-под готовых обедов, фантики и банки из-под краски и грунтовки… Это далеко не полный список мусора, сваленного в домах. Найти здесь можно, например, кисть, испачканную в жёлтой краске (скорее всего ту, которой красили перед съёмками ворота и оконные рамы), огромную кучу синтепона и превеликое множество стаканчиков с недопитым чаем и заваркой, стоящих на окнах. Всё выглядит так, будто новость об окончании съёмок и отъезде для киношников стала полной неожиданностью – побросали всё, сели в машину и рванули по домам.
В других постройках обнаруживаются остатки провианта – хлеб, печёная картошка, варёная свёкла и маринованные огурцы в вакуумных упаковках – всё куплено в гипермаркете, вскрыто, недоедено и брошено. Кому предназначались эти продукты, сейчас остаётся только гадать. Возможно, их использовали в кадре, снимая сцену с обедом или ужином, а может быть, в Лосковское их доставили уже туристы. Как бы там ни было, весь провиант, сваленный на полу, гниёт и распространяет тошнотворные ароматы.
Ну и на закуску – ещё один элемент внутреннего «убранства» киношных домиков – несколько десятков коробок из-под яиц (некоторые наполовину полные). Интересно, зачем столько? Есть их содержимое? А может, для правдоподобности сложить его в курятник?
В одном снимают, в другом мусорят
Пожалуй, единственный дом, в который не страшно войти, находится на самом въезде в кинодеревню. Внутри на удивление, совсем нет мусора. Зато есть полати и русская печь с дровами. Выглядит как настоящая. Но это опять лишь искусная бутафория, сделанная из пенопласта.
Создаётся впечатление, что киношные сцены, действие в которых разворачивается «в помещении», снимали исключительно здесь. В остальные же дома целенаправленно сбрасывали мусор, чтобы не мешался на съёмочной площадке, а окна их занавешивали тюлем, чтобы в кадре выглядели жилыми.
Второй дом, прогуляться по которому следует обязательно – барский. Находится он в самом центре деревни. Внутри всё сделано на совесть: деревянные двери, резные столбы, бутафорские печи, сколоченные из стружечных плит… А лестница – почти произведение искусства!
Жаль, что беспокойные руки туристов уже успели добраться и до сюда: в барском доме вандалы побили стёкла; содрали и увезли с собой на память цветные гипсовые плитки, которыми декораторы украшали печи в барском доме; сорвали со стен на первом этаже обои, заменявшие в «богатом доме» росписи; умудрились даже отломать деревянные орнаменты, которыми были украшены дверные проёмы.
Словом, впечатления неоднозначные.
Актеры уехали, грязь осталась. Туристы, приезжающие в урочище Лосковское «поглазеть», ситуацию усугубили. И если внешний вид кинодеревни вдохновляет и погружает в атмосферу любимых фильмов, то внутреннее «убранство» большинства домов разочаровывает своей неухоженностью. Кинодеревня, ставшая частью туристического маршрута по Псковской области, ветшает, зарастает мусором и сорняками.
Стоит ли сюда ехать? На наш взгляд, да. Шикарные виды, аутентичные домики, свежий воздух, пение птиц. Это место со своей историей. Его плюсы перекрывают минусы. Но к трудностям в виде разбитой дороги и неудобствам вроде мусора и травы по пояс определённо нужно быть готовым.