Третий день масленичной недели на Руси назывался «Лакомкой». В это время наши предки собирались на «игрища», исполняли обрядовые песни и соблюдали другие ритуалы, которые должны были обеспечить богатый урожай в наступившем году. Особенный смысл у среды был для женщин, уже выдавших своих дочерей замуж. На Лакомку в гости к ним приходили зятья.
Почему в масленичную среду на Руси полагалось кричать? И чем грозила в этот день ссора тёщи с зятем? На эти вопросы корреспонденту «МК в Пскове» ответила главный библиотекарь отдела гуманитарной литературы Псковской областной универсальной научной библиотеки Мария Польская.
Всем блины!
Каждый из дней масленичной недели на Руси имел своё название. Так среда именовалась «Лакомкой». В этот день полагалось печь блины, наедаться ими до отвала самому, а заодно и угощать друзей и родственников.
В середине недели зять должен был прийти к тёще на блины. В гости к родственнице он наведывался не один – с собой приглашал шумную компанию друзей. Всех их хозяйка дома должна была приветить и накормить. Причём по отношению к зятю в масленичную среду тёще полагалось быть особенно ласковой – давать ему лучший кусок, проявлять заботу, первому накладывать угощение, закрывать глаза на неблаговидное поведение и ни в коем случае не затевать ссору.
Причина такого кроткого поведения тёщи таилась в народном поверье: старожилы говорили, что чем добрее теща к зятю в этот день, тем лучше будут отношения у ее дочери с новой семьей. Ссоры с зятем же сулили разлад в семейных отношениях и болезнь одного из супругов.
Закончить все дела
В третий день масленичной недели по народной традиции полагалось закончить все необходимые хозяйственные дела. На «Лакомку» наши предки старались до обеда поработать на совесть, завершить все дела, чтобы заботы не напоминали о себе до следующей недели и не отвлекали от празднования Масленицы.
С этого времени, рассказывает главный библиотекарь отдела гуманитарной литературы, для русских людей завершалась так называемая Узкая Масленица. Наставало время Широкой – пора празднества без ограничений, веселья и ритуальное объедение, которое должно было обеспечить богатый урожай в наступившем году.
Чем громче, тем лучше
В среду, на Руси собирались на «игрища». Ради этого женщины наряжались в лучшую свою одежду: узорчатые платки, серебряные цепи, меха. В полдень из всех домов выходили с песнями и плясками, направлялись к центру села, на перекрёстки дорог и возвышенности.
«Пели не обычно, а очень громко, «кричали» песни. Голос должен быть слышен далеко, раздаваться по округе эхом. Говорят, пели громко, «чтобы лён длинный рос». Песни, исполнявшиеся во время гулянья, получили названия «гулевых песен». К их числу относятся лирические и хороводные песни», - главный библиотекарь отдела гуманитарной литературы Псковской областной универсальной научной библиотеки Мария Польская.
В Порховском уезде Псковской губернии на масленичной неделе пели, например, вот такую песню:
«А мы масленицу повстречали,
Сыром гору набивали.
Маслом гору поливали,
На широк двор зазывали
Блинами заедали».
Впрочем, бытовали и другие песни. Одни из них пели во время гуляний, другие затягивали во время хороводов. Задача большинства из них была одинаковая – задобрить высшие силы, заручиться их поддержкой, чтобы получить богатый урожай и безбедную жизнь.
Хороводы на улицах водили до наступления темноты. После этого расходились по домам. Впереди ждал четвёртый день масленичной недели – «Перелом» или «Разгуляй».