Период с вечера кануна Рождества до Крещения, с 6 по 19 января (по новому стилю), назывался в народе Святками или Святыми вечерами. Это время нсчиталось обязательным для обхода дворов колядовщиками. Что такое колядки? Почему в это время было принято рядиться? Что могли сделать колядовщики с теми, кто отказывался дать угощение и зачем на Святки вредили соседям?
Об этом «МК в Пскове» рассказали сотрудники краеведческого отдела Псковской областной научной библиотеки.
Колядки – это обрядовые песни. Обычай обходить дома, славить хозяев, петь им так называемые колядки-щедровки с пожеланиями очень древний. Наши предки верили, что на Святки граница между мирами становится тоньше, чем обычно. Считалось, что в образе колядовщиков к домам приходят умершие предки. Их цель – принести счастье в семьи своих потомков. При этом приходящие существа – жители уже иного мира, чуждого живому человеку. Именно поэтому колядовщики рядились.
«В Локнянском районе жители деревень говорят о том, что колядовали вплоть до 1952-53 годов и многие их них были непосредственными участниками этих увеселений», - рассказали в библиотеке.
В кого рядились на Псковщине?
Наши прапрадедушки и бабушки считали, что чем страшнее и смешнее выглядит ряженый, тем лучше, тем больше счастья и добра принесёт он дому, у которого поёт колядки. Итак, самым частым костюмом для колядовщиков была одежда противоположного пола, на лица они надевали жутковатые самодельные маски, обмалзывались сажей и свёклой, приклеивали усы и бороды и даже меняли голос, например, беря в рот пуговку или копейку и начиная шепелявить.
Популярные костюмы ряженых: дед, старик с бородой изо льна и шерсти, горбатая баба вся в морщинах (их рисовали на лице) и с косой; высокие старухи (на голову им подвязывали подушки, чтобы в дом войти было невозможно); покойники и «мертвяки» (мастерили маски, надевали балахоны, из картофеля вырезали зубы и мазали лицо мукой). Не менее популярны были «наряды» побирух – они могли выпросить у хозяев лишние монеты и погадать на судьбу в новом году. Переодевались в попов и чертей. Для последнего мастерили из бумаги и тряпок маску обязательно с красным языком и рогами и надевали чёрную одежду. Нередко маски надевали и на лицо, и на затылок – таких ряженых называли «двуличными».
Рядились в «чужих» для крестьян людей: офицеров и матросов, цыганок, судей, врачей и даже клоунов (ну настоящий маскарад).
Два парня могли изображать коня, высокий и коренастый человек часто рядился в медведя – надевал вывернутую мехом наружу шубу [ред. на Руси шубы носили обычно мехом внутрь]. Но и это ещё не все персонажи! Рядились псковичи в лягушку, курицу, индюка, петуха, козла, корову, лося и оленя – для костюмов последних необходимо было использовать настоящие рога. Великолучане оказались особенно изобретательными – переодевались в пчёл, правда, сведений о том, как выглядел этот костюм, фольклористам найти не удалось.
Самый странный, пожалуй, костюм на Святки – наряд снопа. Этого ряженого обвешивали маленькими ржаными снопиками, сноп чуть побольше надевался на голову. У такого ряженого во время пения колядок была важная миссия – он заходил в дом и плясал. Считалось, что такое поведение принесёт удачу и достаток в хозяйский дом.
Кто не даст пирога — мы корову за рога!
Итак, вся эта разряженная и переодетая до неузнаваемости компания ходила по дворам и стучалась в двери. Прежде чем начать петь колядки, полагалось поинтересоваться у хозяина дома, «можно ли Коляду покликать?». Отказывали колядовщикам крайне редко – это было дурным знаком для хозяина.
В колядках ряженые восхваляли хозяев дома, порой намеренно преувеличивая их достоинства и положительные стороны; могли и сплясать, и шутливую сценку показать, а потом требовали за это угощение и подарки. Это, сообщают в библиотеке, были не сладости, как во время праздника европейского Хэллоуина. На Руси часто колядовщиков одаривали пирогами, пареным толокном, брюквой, деньгами, подносили рюмку и отсыпали горсть муки (из неё позднее ряженые пекли блины).
Если ряженые не получали требуемого угощения, могли навредить хозяевам. Например, разбросать по двору дрова или выпустить птицу. На случай отказа существовали даже колядки-угрозы: «Кто не даст пирога — мы корову за рога! Не дадите хлеба — стащим с печки деда!»
Так что с колядовщиками старались не ссориться.
Святочные бесчинства
Впрочем, могли навредить в святочные дни не только ряженые. Наши предки верили: в Святки обязательно нужно начудить. Чудили по-разному, но особенного вреда соседям старались не приносить. По поверью, требовалось доставить им лишь некоторые неудобства. Особенно увлекались этим молодые парни.
Итак, как наши предки бесчинствовали на Святки?
Могли, например, запереть хозяев в собственном доме, заморозив замок, или оттащить крыльцо от дома. Нередко закладывали печные трубы и подпирали дверь поленом. Распространено было так называемое «ритуальное воровство», - молодёжь бегала по дворам, крала и разбрасывала дрова, утаскивала сани от дома и потом каталась на них с гор, затаскивала бороны и плуги на крыши домов и сараев.
Могли на Святки разрушить поленницу, выпустить скотину из хлева или, допустим, сломать чужой забор. Кстати, ещё один распространённым бесчинством во время Святок было запугивание – к окну привязывали колотушку, она билась о секло при дуновении ветра и пугала хозяев дома; на крышу затаскивали соломенное чучело, одетое человеком, наконец, стучали в дверь и подкладывали «светящуюся голову» - пустую тыкву с зажжённой внутри свечкой.
Для чего это делалось? На Руси верили, что при помощи мелких пакостей, молодые люди оберегают окружающих от больших бед. Считалось, что если на Святки перетерпеть как можно больше таких вот неудобств, после праздников в жизни весь год всё будет хорошо.
Святочные дни уже наступили. Продлятся они до самого Крещения Господня, то есть до 19 января. Самое время рядиться и отправляться колядовать! А вот устраивать ритуальные бесчинства настоятельно не советуем – нравы сейчас другие, могут и собак спустить, и полицию вызвать.