Специалисты псковской Детской деревни отвечали на вопросы о приемных семьях, SOS-мамы делились опытом, психолог – методиками. А сегодня мы выйдем за порог Детской деревни. И расскажем о давнем друге Деревни-SOS, псковиче, который 7 лет назад стал приемным папой для 12-летнего сироты. Все очень непросто, но очень интересно.
Пскович Даниил Новиков – уже несколько лет житель Эстонии. Он переехал в Тарту, женившись на эстонской гражданке Юлии. У них двое малышей, Ника и Лука. И старший сын Дани, 20-летний Игорь.
- Я всегда чувствовал, что возьму ребенка из детского дома, - признается Даня. - Но думал, что это произойдет, когда у меня уже будут жена, дети. Что ребенок придет в состоявшуюся семью. Получилось наоборот.
Ступеньки
Жизнь хорошо подготовила Даниила к приемному отцовству. Сначала, став журналистом, Даня окунулся в систему детских домов и интернатов, зайдя с парадной стороны, как зритель спонсорских новых годов и дней защиты детей. Потом решил расширить горизонты, устроившись в 2007-м на смену в международный волонтерский лагерь для детей с умственной отсталостью. Углубился в социальную тематику так, что создал организацию «Помогай-ка!» с новым подходом к благотворительности, основанном не на подарках, а на пользе. Четыре лета подряд для сирот Даня с единомышленниками устраивали крутой палаточный лагерь в печорском лесу, внедрили программу сопровождения для выпускников интернатов.
Даня даже стал «гостевым папой» для четырех пацанов. Но чтобы опекуном? Он спрашивал себя – может ли взять такую ответственность? Всегда находились контраргументы.
В 2013 году, когда подготовка потенциальных приемных родителей в специальной школе стала обязательной, Даниил прошел этот курс. И сразу после этого судьба подкинула ступеньку для следующего шага – он начал снимать видеоанкеты сирот для фонда «Измени одну жизнь».
Свой человек
- Игорь был 108-м ребенком, усевшимся перед нашей видеокамерой, и последним в очередном долгом турне по области, - рассказывает Даниил. – Вихрастый, открытый, но не простая душа, не простофиля. Воспитатели и учителя его хвалили…
- До дома было 150 км, и, открыв дверь своей квартиры, я уже понимал, что заберу этого мальчика из системы. После пары гостевых выходных я спросил у Игоря, как бы он отнесся к таким переменам в жизни. К моему удивлению, он ответил, что должен посоветоваться с мамой. Она лишена родительских прав, но это не смогло оборвать крепкую родственную связь. Оба боялись, что не смогут общаться и встречаться, если Игорь уйдет из интерната. Я развеял эти сомнения, и к весенним каникулам 2013 года у меня появился 12-летний сын.
Подводя итоги 2013 года, Даня говорил, что сбылась его мечта. Он поделился счастьем в блоге на сайте фонда «Измени одну жизнь».
«За 9 месяцев в семье Игорь стал совершенно по-другому улыбаться и иначе смотреть в глаза. Теперь он улыбается не только, когда смеется, а просто от того, что ему комфортно, уютно, тепло, безопасно. Ему хорошо, и он улыбается всей своей вихрастой головой – просто светится, как самовар. И смотрит в глаза – уже подолгу, без опаски, понемногу открывая замочки своих эмоций и рассчитывая на сопереживание, на отражение своих впечатлений и чувств.
Мне повезло с сыном. Он очень открытый и позитивный человек, неунывающий, веселый, любопытный.
СОВЕТ
«Как бы вам ни хотелось развлечь приемного ребенка, окунуть его сразу в гущу событий и задарить подарками – возьмите себя в руки, постарайтесь быть сдержаннее. Поверьте, передоз наступить очень быстро. Мы с Игорем прошли этот этап. Походы, картинг, скалодром, аквапарк, легкомоторный самолет, путешествия в разные города, красивая одежда и спортивная экипировка, - все это обрушилось на ребенка в первые несколько месяцев.
Вызовы
Обычно родителям подростков, особенно мальчиков, советуют увлечь детей спортом, «чтобы не дурили». У Игоря со спортом проблем не было. В интернате он успешно занимался лыжными гонками, не вылезал из соревнований. В Пскове перешел в биатлон и тоже очень быстро вошел в региональную сборную, начал ездить на сборы и турниры.
Но «чтобы не дурил» в подростковом возрасте - так и при благополучном бэкграунде редко бывает. Короче говоря, теоретически Даниил был готов к испытаниям.
- Пережили все. Увлечение онлайн-играми, курение, попытки бросить спорт, плохие компании, вранье, - перечисляет уже тогда, кажется, немного поседевший Даня. – Я понял, что все проблемы можно решить, если есть два фактора – время и самообладание. Вынырну из рутины, глотну свежего воздуха (кислородом обеспечивали книги Петрановской, Гиппенрейтер, Фабер и Мазлиш, тематические вебинары) и снова назад. Главное – выдержка и чуткость. И поддержка ребенка всегда, даже когда он меньше всего этого заслуживает. Это трудно, но возможно.
СОВЕТ
«Здорово сработала система «мы вместо ты»: помните, как в поликлиниках, когда мамочки «мыкают» в регистратуре, отождествляя себя с маленьким ребенком. Оказывается, и подросткам эта общность необходима, только в другой форме: просто попробуйте спрашивать «что у нас интересного в школе?» вместо «что у тебя». Эффект не заставит себя ждать, гарантирую».
Снова новая жизнь
Как часто бывает, перемены обрушились сразу. Зимой 2016-го Даниил и Юлия решили пожениться и жить в Эстонии.
Спустя полгода все, кажется, устаканилось. Одноклассницы вздыхали по красавцу-спортсмену, в Псков к друзьям, тренеру и бабушке можно было ездить беспрепятственно, Игорь немного успокоился.
«Казалось, что все сложилось просто отлично и дальше будет только лучше. Я ошибался. Следующий год стал самым трудным за всю мою жизнь. В 2017 году я всерьез задумался: правильно ли поступил, усыновив подростка», - написал Даниил в блоге.
Самый трудный год
Те, кто советуют занять подростков профессиональным спортом, не ошибаются. Первая осень в Эстонии прошла для Игоря без спорта. Тренера по биатлону найти не удалось. Да и вообще это у нас тренер для перспективного спортсмена – отец родной, за границей работает система «клуб – клиент»: занимаешься, пока платишь. Кроме того, в большинство спортсменов Тартуского лыжного клуба – эстонцы. В общем, место спорта быстро заняли новые друзья, а с ними курение, алкоголь, а потом и химическая зависимость. У компании ожидаемо начались проблемы с законом.
- Игорю было 16. Он очень изменился. Стал черствым, злым, одновременно агрессивным и плаксивым. Из дома начали исчезать дорогие вещи – деньги уходили не только на вещества, но и на то, чтобы откупиться от компании. Я трижды выкупал у торговцев в интернете фотокамеру и объективы. Мы уговаривали Игоря обратиться в полицию с жалобой на угрозы расправы – он отказывался. Наша семья стала созависимой. Либо неприятности, либо их ожидание. Однажды во время очередного разговора на повышенных тонах я впервые толкнул Игоря. Он, тоже впервые, свернулся калачиком на полу и зарыдал. Мне было страшно. Я начал всерьез рассматривать вариант разусыновления.
ПАРА СОВЕТОВ
В подобных ситуациях – никаких денег ребенку.
Разделяйте семью и проблемы ребенка. Занимайтесь своими делами (работа, учеба, воспитание других детей), а проблемы ребенка решайте на своих условиях. Только обязательно объясните подростку, что с такого-то дня семья будет жить по-новому.
Основы самоконтроля Игорю помог заложить обычный блокнот, куда он начал записывать долги, достижения и планы.
Ищите психолога, с которым у ребенка будет контакт.
Принимайте помощь родственников в воспитании трудного подростка, пусть даже это будет просто бабушкина огромная любовь.
Новые правила
- 1 марта 2017 года я объявил Игорю, что семья больше не играет в его игры, а из кризиса мы выходим на моих условиях. Мне было страшно думать, что новые правила не приживутся. Но потихонечку все стало налаживаться. Помогли и возобновленные занятия спортом, и то, что директор школы и учителя вместе со мной буквально за руку водили Игоря от кабинета к кабинету, чтобы он все сдал и благополучно добрался до выпускного. Весной казалось, что школу он не закончит. Поэтому в выпускной вечер я был горд и счастлив, наверное, не меньше, а то и больше сына.
Тем летом, после окончания школы, Игорь работал в трудовой дружине. Заработал первые деньги. А мы с женой увидели, как здорово у него получается трудиться на свежем воздухе и как ему это нравится, обзвонили фермеров с предложением сезонного трудоустройства, и Игорь уехал на остров Сааремаа, на экоферму, хозяину которой требовался помощник на три недели. Было очень приятно, что в итоге фермер заплатил Игорю не обещанные 300, а 400 евро, так ему понравились усердие и исполнительность сына. По дороге с Сааремаа до Тарту мы с Игорем много говорили, я смотрел на Игоря, а перед глазами стояли кошмарные воспоминания полугодовой давности. Я видел, что Игорь все тот же подросток, уязвимый, импульсивный, порой наивный. Но я также четко видел, что он стал сильнее, что ему можно доверять.
В августе того года Игорь стал братом дважды – на свет появился Лука.
СОВЕТ
Верьте в своего ребенка и в его силы, как бы трудно вам ни было.
Падение и взлет
Сейчас Игорю – 20 лет. За три года с момента окончания школы в его жизни было много перемен, кризисов и надежд. Он поступил в Таллиннскую школу механики и даже вполне благополучно начал учиться. Но столичная жизнь затянула – новые друзья, вечеринки, вписки, сплошное веселье.
Впрочем, любое веселье требует организационных навыков, и самостоятельность позволила Игорю прокачать их. Когда перед путешествием в Швецию тебя ссаживают с парома, потому что тебе даже не пришло в голову взять документы – ты в следующий раз паспорт дома не оставишь. Ну и много таких житейских неприятностей было. Опять же, самостоятельность предполагает распоряжение финансами. Сегодня все прокутил – завтра голодаешь. Тоже хорошие жизненные уроки, и Игорь, несмотря на опасения, оказался неплохим учеником, только на тренинги потребовалась пара лет.
После первого курса, который удалось-таки закончить, Игорь устроился на подработку – крутить суши в большой сети общепита. Лето прошло довольно благополучно, начало второго курса – тоже. Зимой парень решил получить водительские права, общение с семьей перешло в телефонный режим, на поездки в Тарту домой времени не хватало. А к концу зимы выяснилось, что парень познал вкус жизни взаймы, неплохо изучил возможности ломбарда и научился делать ставки на спортивных турнирах. Набрал долгов, сорвал весеннюю учебную практику и остался без общаги – его выгнали из-за конфликта с администрацией.
- Я понимал, что в значительной степени на жизнь сына, на эти бестолковые действия, ничем не обоснованные амбиции влияют приятели, - говорит Даниил. – Но, честно говоря, я не видел смысла в душеспасительных беседах типа «не дружи с этими мальчиками». Что бы они дали? Только оттолкнули.
На счастье, началось лето, а с ними появились возможности каникулярного трудоустройства. Игорь устроился в компанию, которая занималась благоустройством эстонской столицы – стриг газоны. И снова труд до неузнаваемости облагородил человека. Может, простое, понятное времяпрепровождение, дающее возможность заработать и жить нормальной жизнью, с буднями и выходными, - это как раз тот формат, который оказался Игорю по размеру? Так или иначе, он снова подействовал благотворно, так, что в августе, когда отец и сын поехали вдвоем отдыхать в финские леса, Игоря уже было не узнать. Мало того, что он начал читать, и не комиксы, а Булгакова. В этом отпуске они с папой много говорили. И составили план погашения долгов – можно сказать, план выхода из старой жизни в новую.
Работа оказалась целительным средством. К сожалению, совмещать с учебой ее не удалось, и на третьем курсе Игорь ушел из Школы. Зато он остался в компании по благоустройству. Более того, ответственный (куда делать студенческая расхлябанность? Вот что значит четкие цели и правильная мотивация!) работник оказался нарасхват – его переманили конкуренты, причем на должность бригадира.
Странно рассказывать о том, как живет приемный сын Даниила и Юлии сейчас. Это как-то слишком прекрасно, как в сериалах по России-1. Так не может быть. Смотрите: Игорь благополучно работает и подумывает об открытии собственного бизнеса, связанного с коммунальными услугами, - копит на оборудование и оформление юрлица.
Автор сценария этого конфетного, сериального финала – конечно, Игорь. А режиссёр и продюсер - его папа Даниил. Он всегда верил в своего старшего сына, и ему хватило ума, такта, мудрости и терпения на двоих.