Понятие «благотворительность» на наших глазах обретает новый смысл, особую глубину. Жертвовать стало престижно, помогать – модно, и это очень здорово. Но что, если отдать всего себя благотворительности, в режиме 24 на 7? Такое возможно, если у человека – большое сердце и готовность любить.
В продолжение проекта «Как живешь, «Деревня-SOS» мы расскажем сегодня о необыкновенной женщине – о SOS-маме. Уверены: опыт, советы, подсказки и открытия пригодятся семьям, в которых воспитываются приемные или усыновленные дети.
SOS-мамы – сотрудницы проекта «Детские деревни – SOS». Это профессионально подготовленные приемные родители. В Детских деревнях – SOS говорят, что главный критерий при отборе кандидаток на такие вакансии – человеческие качества, а не профильное педагогическое образование.
SOS-мамы живут там, где работают – в семьях Детских деревень – SOS. В год у каждой мамы – 60 выходных дней, их можно брать по своему усмотрению. Есть также месяц отпуска, как и на обычной работе. На две семьи есть одна помощница, SOS-тетя.
Это судьба
Знакомьтесь: Людмила Николаевна Хучбарова, SOS-мама с десятилетним стажем. Всю свою профессиональную жизнь работает с детьми-сиротами. Когда-то она сама оказалась в Печорской школе-интернате. Нет, с родителями, слава Богу, все было в порядке, только вот школу на острове Каменка, где росла Люда, закрыли, и пришлось учиться в Печорах. Так случайность стала судьбой – закончив школу, Людмила стала в интернате пионервожатой, потом - воспитателем, потом закончила педагогический институт по специальности «олигофренопедагогика» и осталась в интернате в общей сложности на целых 20 лет.
- Один раз еду в Пскове в автобусе. Это был 2010 год. Слышу рекламу – набирают SOS-мам для нового проекта. И как-то мне это предложение запало в душу, - рассказывает Людмила Николаевна. – Я уже подумывала что-то менять в жизни. Сын поступил в институт в Пскове, думала к нему поближе перебраться. Обмолвилась в Печорах о своих планах директору интерната, замечательной Вере Николаевне Печниковой. Она очень поддержала меня тогда. И я решилась, съездила на собеседование, потом на месяц – на практику в «Деревню – SOS» в Кандалакшу.
Людмила Николаевна говорит: прекрасно понимала, куда идет. Что своей, личной жизни в ближайшие несколько лет у нее не будет - она была к этому готова. Из семьи – уже выросший сын. Так их пути сошлись – мамы студента, решившей что-то поменять в жизни, и нескольких детей, чьи мамы не знают слов «любовь» и «ответственность».
- Мы все изначально были единомышленниками, - рассказывает о коллегах по «Детской деревне – SOS» Пскова Людмила Николаевна. – Пока учились, очень сплотились. Помню, у многих была эйфория – как с детками будут ладить, уроки делать, отдыхать. У меня иллюзий не было…
Новая жизнь – новые дети
Кристина из Печорской школы-интерната, братья-дошколята Костя и Никита – вот первые SOS-детки SOS-мамы. «До сих пор помню, как Косте по 7-10 раз за вечер читала «Репку», - улыбается Людмила Николаевна.
Потом в семье появилась первоклассница Олюшка, темноволосая, большеглазая.
- Ее привез к нам Олин дядя. Я спрашиваю – а что Оля любит из еды? Сладкую воду, жвачку, чупа-чупсы. «Это нормальная еда!» - пожал плечами дядя в ответ на мое недоумение.
Самый младший в семье – Дима, Димусик, как его называют дома, - он появился в ноябре 2011-го.
Время бежит
С тех пор прошло 10 лет. Очень многое пережито. Были большие проблемы с подростками – «чудили, не один литр крови выпили», формулирует Людмила Николаева. Сейчас многое позади. 17-летняя Оля учится в колледже на повара, самый младший, 12-летний Димусик («он мальчик слабовидящий, но – широчайшей души», говорит мама), так вот, Димусик – любимец семьи, а 20-летняя Кристина, которая живет в семье своего молодого человека, недавно сообщила приемной маме, что та скоро станет SOS-бабушкой.
Как себя сберечь
- Людмила Николаевна, но ведь это огромный труд. Мало с чем сравнимый. Одна только жалось к детям – как с ней справится. А самоедство, а профессиональное выгорание.
- Я удивляюсь вот чему – столько родни кровной у моих детей, а никому, кроме нас, они не нужны. У Димки аж две бабушки, другие родственники. Но нет, вычеркнули из жизни. А кто-то из родни еще и подзуживает моих детей – «Будешь, как мама». То есть их мама, родная, пропащая. А вот не будут! Мне повезло, что мои дети хорошо общаются с моим сыном Аликом. Он сейчас в Финляндии работает. Так вот, дети воспринимают Алика как старшего брата, и иногда его слово гораздо весомее для них, чем мое. Я, как любая мама, чуть что, сразу длинные нотации читать. А Алик три предложения скажет – и все понятно.
- И все же что делать, когда опускаются руки?
- Это нормально, очень сложно бывает. Но нужно искать единомышленников. Мои подруги – это мои коллеги, я с ними все могу проговорить, и они меня поймут. Конечно, очень важна профессиональная психологическая поддержка. Здесь у нас очень хороший психолог. И у нас прекрасный директор Игорь Иванович Соловьев, понимающий.
Признаюсь бывали мысли собрать чемодан и уйти… Но, господи, у них, у моих детей, и так нет никого, еще и я уйду? Справилась, с помощью и поддержкой. Пока детей не выпущу, не уйду. Они – мои. У нас свои словечки, свои традиции. Каждый год, например, за черникой в лес ездим. И вроде лень, хочется пропустить, но дети загодя спрашивают: «Мама, когда?» Или огурцы с кабачками сажать на нашем огороде – я знаю, что для них это важно. А сколько мы заготовок делаем! Кристина приходит в гости – уходит с двумя пакетами банок. Ну правильно, она же от мамы возвращается!
- Ваша круглосуточная работа требует постоянного самопожертвования. Как перестроить себя на такой режим?
- Во-первых, нужно четко понимать, что такое приемные родители или, если разговор о нашем проекте – SOS-семьи. Для этого и предназначены Школа приемных родителей, учеба и практика для будущих SOS-мам. Во-вторых, нужно осознавать, что в первое время, в первые годы вы будете очень много жертвовать. С этим не надо бороться, это надо понять и принять. Как только я сама поняла, что это у меня не работа, а такой образ жизни, - тогда мне стало проще.
- А как относиться к родным родителям, к родне приемных детей?
- По своему опыту могу сказать – не нужно с ними воевать, что-то агрессивно доказывать. Они сделали свой выбор. Дай Бог, когда-нибудь они смогут наладить отношения со своими детьми. Для всех моих детей мама – я, я помню, кто в какой день стал называть меня мамой…
- Можно ли полюбить чужих детей?
- Да, любовь приходит. Может со временем, но это наступает. Сейчас мои чувства и мои отношения с детьми – другие, чем 10 лет назад. Больше привязанности, доверия, уважения. Я знаю, что Оля, сколько бы крови из меня не выпила, очень любит меня, и я ее люблю, она мне очень дорога. Костя, например, более сдержанный в чувствах. Но тут каждому ребенку подарили по пончику, все у меня спросили: «Мам, будешь?» - и отказалась. А Костя молча разрезал свой пончик пополам и угостил меня. А Димусик у нас плохо видит, и Алик беспокоится: «Мам, его отпускать нельзя. Надо Диме найти квартиру поближе к нам, в Печорах». Вот так.
- Вы говорите – чувства изменились, - но ведь и вы сами наверняка изменились?
- Я стала более терпимой. Раньше все хотелось сделать бегом, быстрее. Сейчас нет. Мы сегодня шли с купания, Оля сзади с подружкой, мы с мальчишками впереди, болтаем с ними, и так хорошо. Это – драгоценное.
- Ваши дети растут, уходят из гнезда, что дальше?
- Я уже весь прошлый год искала детей в семью, в Великих Луках, в Печорах. Наша встреча впереди.
- Что бы вы посоветовали женщинам, которые захотят стать SOS-мамой?
- Понимать, что это история не про деньги. Это должно быть от души. Это в какой-то степени испытание. Будет однозначно тяжело. Но это можно принять. Хорошо, если будет поддержка родных. Вот у меня на Каменке остался родительский дом, мы иногда отдыхаем там с детьми. Недавно в выходной приехала туда одна, меня спрашивают: «А что мальчишек не взяла?»
И еще я поняла, что не нужно ждать благодарности. Никто никому ничего не должен. Когда это примешь – будет легче.
Сейчас я наслаждаюсь своей жизнью. Говорю своим детям: «Как мне повезло: ведь мне достаются вся ваша любовь, ваше внимание».
Когда-то основатель «Детских деревень – SOS» Гераман Гмайнер написал: «Любовь к ребенку начинается с умения жертвовать ради его блага». SOS-мама, с который мы познакомились сегодня, точно знает – эта жертва во имя детства дарит любовь.
Если вы заинтересовались работой SOS-мамы, обращайтесь в «Детскую деревню – SOS» в Пскове, есть вакансии! Адрес: Псковская обл., Псковский р-н, д. Борисовичи, ул. Германа Гмайнера, д.1. Тел. (8112) 55-13-15. Почта: ddsos-pskov@sos-dd.org.