ПРОТИВ
Главный и наиболее сильный аргумент противников строительства автозаправки по адресу Яна Райниса, 2А - близость Мирожского монастыря, который летом этого года был включен в список особо охраняемых объектов ЮНЕСКО. Псковичи переживают за уникальный памятник, который гипотетически может пострадать из-за соседства «техногенного монстра» - ну не вяжется буколическая картинка мирной обители с пыхтящими в ожидании бензина фурами, Бентли и «шестерками».
Резонно звучит замечание известного псковского искусствоведа Тамары Шулаковой: «В городе нет других мест для строительства АЗС?.. У нас есть абсолютно бездарные районы, где огромное количество машин, туда же нужно отправить и заправку. Может быть, я наивно рассуждаю, но я бы сказала: «Свободу памятникам! Дайте им обзор, наконец». Одно из главных качеств Пскова, если мы хотим в нем что-то сохранить, это не отдельные памятники - это аксиома, а то, как они между собою разговаривают, весь ансамбль, визуальные связи, чистота перспектив. Стоит один раз что-то нарушить, и дальше все пойдет по цепочке».
Сложно представить здесь АЗС - такое мнение высказывали и сотрудники Псковского музея-заповедника, с которыми нам удалось поговорить на острую тему. Современные металлоконструкции, интенсивность движения на небольшом «пятачке» - все это не вяжется с общей атмосферой этого места, уютного и по-хорошему провинциального. Здесь ведь не только Мирожский монастырь рядом - еще и дендропарк с редкими деревьями и утками, частный сектор с покосившимися избушками-гостевыми домами да баньками, в выходные растапливаемыми ароматными вишневыми дровишками...
Похоже, история с АЗС стала еще одной каплей в чаше терпения горожан, порядком уставших от того, что им постоянно приходится защищать псковский дух старины: то башне крышу срывает, то под часовню копают, то живые деревья вырубают под корень, то игровых автоматов рядом с храмом понаставят! Градус страстей прекрасно подогревается еще и репликами о «циничности и жадности коммерсантов», которые не прислушиваются к мнению горожан. Эту мысль ярко и по обыкновению эмоционально сформулировал депутат городской Думы Олег Брячак: «Я уже говорил о том, что в охранной зоне монастыря строительство АЗС с вывесками и запахами никак не может там быть. И вроде люди вышли на пикет против строительства, мнение выказали, и опросы проводили - все против. Так нет - им плевать на мнение, плевать на памятники. Он (руководитель ООО «Псковнефтепродукт» - ред.) идет в суд и прет, как танк, как будто у него мало мест, где можно заправки поставить. На каждом углу их заправки, а им все не угомониться».
Олег Михайлович, кстати, не голословен: в 2013 году (как раз тогда, когда городские депутаты изменили назначение участка на Дамбе и разрешили использовать его «для размещения и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства») он проехался на бронетранспортере по центру города, где что ни метр - то охранная зона, так что выражение «прет, как танк», наверное, можно прочитывать в данном случае не как метафору.
О том, что шесть лет назад было дано добро на строительство «данной АЗС на данном участке», вспомнила на днях глава города Елена Полонская в прямом эфире радио «Эхо Москвы» в Пскове. Высказав категорически негативное отношение к перспективам возведения автозаправки и попеняв тогдашним депутатам на легкомысленное отношение к Генплану, она попыталась сделать изящный тройной тулуп откровенности с ритбергером ностальгии: «Не знаю, почему было принято такое решение, но таких непопулярных решений, которые стали создавать проблемы, в Генплане сегодня открывается очень много. Может, документ долго лежал в надежде, что кто-то забудет, что там должна находиться АЗС». Не найдя ничего лучшего, Елена Полонская обратилась к руководству ООО «Псковнефтепродукт» с просьбой помнить о существовании такого понятия как «социальная ответственность бизнеса» (вероятно, этими же понятиями оперировали депутаты Гордумы в 2013-м, приветствуя инвестора-топливника).
Резюмируем: АЗС быть не должно, потому что рядом расположены а).Мирожский монастырь, б).Дендропарк, в).частный сектор. Кроме того, работа автозаправки усугубит и без того неблагоприятную дорожную обстановку в данном районе.
ЗА
Точнее, эту позицию было бы правильнее обозначить как «НЕ ПРОТИВ», так как ее сторонники не то чтобы агитируют ЗА строительство АЗС - они, скорее, недоумевают, из-за чего весь сыр-бор разгорелся.
Во-первых, Мирожский монастырь не находится в непосредственной близости от участка, где планируется размещение автозаправки. Более того - участок расположен в низине, ни с одной точки обзора вид на обитель не будет перекрываться или сочетаться с видом на АЗС.
Собственно, именно поэтому в 2013 году строительство было разрешено - как властями области и города, так и музейным сообществом. Вот что говорит Ирина Голубева, в 2013 году - председатель Псковского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры: «Этот вопрос рассматривался два раза: в Комитете по культуре и на Методсовете. Были сначала сомнения, возражения. Застройщики внесли по замечаниям все изменения. Это зона регулирования застройки - значит, какая-нибудь застройка будет. Там есть ограничения по высоте и экологии - у них все выдержано. АЗС сделана в их фирменном модуле, им, правда, пришлось изменить внешний вид, но не сам модуль: рекламу они убрали, цвет поменяли, предусмотрели зеленую полосу - чтобы с дороги было не видно заправку. Им было это поставлено как условие. Охранная зона расположена ближе к монастырю, это территория до дороги».
Возражения вызывает и довод о близости дендропарка и опасности размещения бензозаправки рядом с природным парком. Президент Федерации автоспорта Псковской области Олег Мыслевич не может понять: «Какая экология у заправочной станции? Это бочка с бензином. Там же все герметично, никаких сливов. Это просто пункт продажи бензина, это не производство химикатов». Схожая точка зрения и у Голубевой: «В проекте предусмотрено строительство модулей по европейским стандартам, в которых предусмотрена экологическая составляющая. Они все выводят в очистные».
Спорной выглядит и аргументация «заправка ухудшит дорожно-транспортную ситуацию». По словам Олега Мыслевича, развязка там действительно сложная, но строительство АЗС может, наоборот, улучшить обстановку: появится еще один карман и дополнительный выезд. Активист движения «Убитые дороги» Николай Мельков, считающий, что во всей этой истории прослеживается в большей степени амбиции Олега Брячака, нежели забота о монастыре или автомобилистах, говорит о том, что потенциально опасны все дороги Пскова, при этом АЗС не затрудняют движение. В качестве примера приводит заправку на улице Балтийской.
«Объекты сервиса абы так места не выбирают, - уверен Николай. - Заправка - большой объект, и ставить ее там, где априори неудобный подъезд - нерентабельно». К тому же поблизости нет ни одной АЗС (ближайшая заправка на Маргелова недавно то ли закрылась насовсем, то ли на реконструкцию). «Люди живут на Пристани, в Гоголях - куда им ехать на заправку? У меня у самого там живет бабушка, мне надо заправиться, и приходится ехать к Вокзалу - это ближайшая заправка. Это очень неудобно», - объясняет общественник.
Если уж говорить о схемах движения, то уместнее упомянуть здесь о том, что согласно Указу Президента РФ №711, ГИБДД неполномочно согласовывать и утверждать разметку на муниципальных дорогах, так как они являются собственностью муниципалитета - об этом нам напомнил начальник ГИБДД УМВД России по городу Пскову Владимир Папорт, сказав, что не может давать оценки проекту, которого не видел. Получается, и не увидит. Как заметил Николай Мельков, общественники весь последний год говорят о том, что ГИБДД эти полномочия необходимо вернуть. «Если мы говорим о Пскове, нет у нас таких специалистов в муниципалитете, - объясняет активист. - У ГИБДД хотя бы был опыт, они проходили обучение. Город иногда пытается отправить им запрос, а они говорят, что не могут сказать ни да, ни против. Официально не согласовывают ничего».
Резюмируем: проект строительства АЗС согласован, все законно; на ближнем Завеличье нет АЗС, а съезд на улицу Райниса станет более безопасным. Мирожский монастырь расположен в отдалении, и его ансамбль не пострадает.
И ТИШИНА...
Интересно, что до сих пор нигде не озвучивалась позиция представителей ООО «Псковнефтепродукт». Со слов общественников можно прийти к выводу об их безответственности и наплевательском отношении к мнению горожан, нежелании идти на контакт. А что на самом деле?
Строительство АЗС на пересечении ул. Юбилейная и Яна Райниса осуществляется в рамках инвестиционного соглашения, подписанного ООО и тогдашним губернатором региона Андреем Турчаком. Как говорит гендиректор компании Юрий Малешин, место было предложено властями города и области. Согласно проекту, АЗС максимально отодвинута в сторону улицы Я.Райниса. Заправка небольшая, только для легкового транспорта, не автоматическая (рабочие места - это обязательное условие по инвестсоглашению). Проект прошел все необходимые согласования на разных уровнях. Предполагали, что заправку смогут окупить за 8,5 лет. Сумма вкладываемых компанией средств - около 100 млн рублей, уже затрачено на проект, изыскания и экспертизы порядка 30 млн.
«Нас выставляют в таком свете, что мы наглые, пришли прямо в монастырь и там устанавливаем заправку, - сказал Юрий Малешин в разговоре с журналистом радио «Эхо Москвы в Пскове» Любовью Кузнецовой. - Мы готовы и открыты к диалогу, но с нами никто не разговаривает. Хотелось бы поговорить воочию, услышать вопросы. Работы по реализации проекта ведутся только на законных основаниях. Беспокоит нас и состояние города, и мнение населения нас интересует. Неправильно изложена позиция, что нам все равно или неинтересно то, что происходит».
По словам Юрия Владимировича, он не понимает, почему разгорелся конфликт: «Объект находится на большом расстоянии от Мирожского монастыря, в овраге. Он даже никак в визуализации не соприкасается с памятником. Для нас это удивительная позиция».
У руководства ООО «Псковнефтепродукт» на руках есть все документы, которые говорят об одном важном факте: строительство АЗС на Райниса, 2 - законно. Почему спустя шесть лет после подписания соглашения появился запрет? Почему общественники не били тревогу в 2013-м? Ситуация похожа на диалог из фильма «Свадьба в Малиновке»: «Скидавай сапоги, власть переменилась!» А в реалиях Пскова - похожа еще и на недавний скандал с запретом на велопрокат в Финском парке: предприниматели собрали все разрешительные документы, согласовали проект, начали работать - и получили «волчий билет», мол, портите исторические виды.
***
Похоже, на чаше весов в ситуации со строительством АЗС на Дамбе оказались эмоции и документы. С точки зрения здравого смысла, можно понять инвестора, с позиций более сентиментальных и к делу не относящихся - противоположную сторону. Очевидно, что без диалога компании и властей решить проблему не получится.
В этом смысле очень своевременным выглядит обещание главы города Елены Полонской, что в ближайшее время в Псковской городской Думе состоится депутатский час по обсуждению ситуации с АЗС. Разговор предстоит трудный, но необходимый.