Кому Натали, а кому Метаlli
Потому что я же, наивная, ждала в этом году не столько псковской Ганзы, сколько вот этих Дней города, которые после. Думала, что теперь-то уж всё будет по-другому. Раз мы дважды за это лето приняты в высшую лигу и теперь ветераны не только Международных Ганзейских дней, но и ЮНЕСКО.
Ведь как меня учили в Ганзейской школе (была такая у «Чудского проекта» в 2011 году для псковских менеджеров культуры), едва ли не самым полезным результатом Международных Ганзейских дней оказываются не новые (отреставрированные) объекты туристического показа и даже не новые (отремонтированные) объекты городской инфраструктуры, а созданные в процессе подготовки этих Дней творческие команды, которые потом так и продолжают заниматься городскими праздниками на новом качественном уровне.
Например, в Тарту для Международных Ганзейских дней учредили так называемый «фонд» «Тартуский музыкальный фестиваль», в Каунасе – государственное предприятие Hansa Kaunas, в Великом Новгороде – автономную некоммерческую «Дирекцию по организации праздников».
В Пскове на финишной прямой подготовки Международных Ганзейских дней как будто тоже появилась «ганзейская дирекция по проведению праздников», но такое впечатление, что только для аккредитации официальных делегаций и журналистов.
Иначе б теперь она, вся такая умудрённая уникальным ганзейским опытом, нам показала, как надо Дни города-то праздновать, чтоб это жители Тарту к нам на праздник съезжались, а не наоборот.
И тогда бы это у нас была Metallica вместо «Натали». И наш бывший мэр не ушёл бы в этот день по грибы (глаза б его этот праздник не видели), а играл бы посреди города на баяне у прохожих на виду.
Могут повторить
Ведь для чего ганзейским городам праздничные дирекции. Например, в литовском Каунасе вот такая же дирекция, но созданная за семь лет до тамошних Международных Ганзейских дней и не для проформы, сперва взялась за исправление Дней города.
И несколько лет подряд изобретала такой праздник, чтобы – цитирую – «он был неинтересен тем, кто приходит на городские мероприятия поглазеть и выпить пива».
Сравните: у нас пока губернатор не подписал соглашение с «Балтикой», организаторы Международных Ганзейских дней всерьёз опасались, что немцы в Пскове заскучают и что псковские девушки покажутся им недостаточно красивыми.
Новгородская ганзейская дирекция тоже на пиво не уповала и поэтому сразу после тамошних Ганзейских дней взяла себе девиз «можем повторить».
(А вы думали, для чего новгородцы создали Союз Русских Ганзейских городов и придумали Русские Ганзейские дни? Уж, конечно, не для того, чтобы перенаправить с таким трудом налаженный туристический поток из почти 200 городов Европы, например, в Псков.)
Вот они с тех пор только и делают, что повторяют: то у них годовщина празднования реставрации Никольского собора, то парад старинных кораблей, то опять Русские Ганзейские дни…
Жители Тарту после своих Международных Ганзейских дней поступили ещё проще. Они решили, что отныне у них Дни города всегда будут называться «ганзейскими», пускай и с приставкой «локальные». Чтоб держать марку.
И только псковичи отпраздновали свою Ганзу как в последний раз.
Не подкачали
Хотя на подступах к Дням Пскова мне показалось, что они станут калькой Ганзейских. Потому что в четверг всё начиналось в точности так же, как и месяц назад перед Международными Ганзейским днями – с машины для откачки воды на пересечении улиц Поземского и Герцена.
Уже неплохо. Год назад дождевую воду никто в этом месте и не думал откачивать. Если припускал дождик посильнее, жители Запсковья перебирались в центр города вплавь.
Ещё знак. На смену ганзейскому дереву посреди Октябрьской площади, которое в народе успели прозвать «борщевиком», установили ещё более впечатляющий «борщевик» - в виде карусели под мостом на набережной реки Псковы.
На этом сходство Международных Ганзейских дней в Пскове и просто Дней города заканчивается.
Заборов – и то было намного меньше. Полиция почему-то охраняла псковичей от террористов уже не с таким рвением, как месяц назад (караул устал?).
Лопни мои глаза
Когда я в минувшую субботу вышла в город праздновать, то очутилась в мире розовых пони и зелёных человечков, которые питаются исключительно шашлыками.
Такого количества палаток с китайским барахлом я на псковских праздниках, пожалуй, ещё никогда не видела.
Похоже, производители китайских погремушек потребовали у псковских властей реванша за Ганзейские дни, а те и лапки кверху.
Я так понимаю, организация праздника свелась к тому, чтобы распределить места между хищниками, которые понаехали в наш город рубить бабло.
Впрочем, прогресс налицо: в этом году на Днях города никто не предлагал мне съесть, не запивая, пять печенек или подтянуться десять раз подряд на скользком турнике за тысячу рублей.
Зато нежно любимый мною аттракцион «лопни шарик», определённо, возмужал. Теперь он называется почему-то «Русский аттракцион» (а нет ли тут махрового национализьму?) и обзавёлся фургонами.
Русскую культуру на Днях города в Пскове изображали также шкуры медведей, которыми новгородская закусочная украсила свою торговую точку.
Справедливости ради, среди палаток с сахарной ватой и масками Гая Фокса я отыскала две церковные. Но смотрелись в этой китайской колонии почти так же дико, как и памятники Всемирного наследия.
Путин, уходи
Меня тут, кстати, в социальных сетях укоряют, что я требую «академичной строгости ЮНЕСКО» от праздника, который нужен только для повеселиться. Дескать, на археологическую выставку народ же не пойдёт.
Ну да, конечно. Народ идёт на мастер-класс по изготовлению Т-34, даже на мастер-класс по завязыванию Георгиевской ленточки… А на праздник, посвящённый псковским храмам, которые включены в Список Всемирного наследия, не пойдёт.
Братцы, ну я не виновата, что у нас в Пскове такая убогая музейная культура. Что мы сами для себя ни разу не праздник. Что для ликования нам необходимы батуты, Натали и обязательно Путин.
На собрании делегатов международной псковской Ганзы в драмтеатре 29 июня и. п. главы города Елена Полонская так и сказала: спасибо, мол, Путину за то, что псковские Ганзейские дни состоялись.
А потом выходит представитель немецкого города Брилона, которому в следующем году проводить у себя Международные Ганзейские дни и говорит: спасибо нашему бургомистру, что помогает нам готовить эти Дни.
Кому это «нам»? Видимо, жителям Брилона!
Теперь понимаете, почему им Metallica, а нам «Натали»?
Тут на пресс-конференции в Пскове после сессии ЮНЕСКО питерская журналистка такая вдруг спрашивает: а почему псковичи не знают названий своих храмов. Мол, у кого ни попроси показать дорогу к тому или иному объекту Всемирного наследия, все в растерянности.
Вице-губернатор Вера Емельянова и прочие только головой покачали: да, псковичи у нас такие – малообразованные. Надо, мол, будет в школьную программу ввести новый региональный компонент.
А теперь представьте, если бы каждый охраняемый ЮНЕСКО псковский храм устроил в Дни города самопрезентацию.
Допустим, во дворе церкви Козьмы и Дамиана с Примостья открылся бы кузнечный двор и работала ремесленная ярмарка.
Возле церкви Николы со Усохи пускай бы развернулись креативщики из Псковской епархии, раз там рядом подворье Псково-Печерского монастыря. А нет, так можно ещё вспомнить, что он стоит на «площади трёх зодчих», как её негласно называют знатоки псковской старины…
Возле Богоявленской церкви, которая, как считается, вдохновила на подвиги самого Ле Корбюзье, псковские архитекторы и застройщики могли бы продемонстрировать свои проекты.
А возле церкви Рождества и Покрова от Пролома самое оно устраивать ристалища реконструкторов…
Нет, вы, правда, весь год мечтали поесть на Октябрьской площади шашлыка и прокатить своего ребёнка с надувной горки?
Ах, попалась, птичка, стой, не уйдёшь из сети!
…Пока я, значит, озиралась в субботу в центре Пскова по сторонам в поисках хоть чего-нибудь псковского и радовалась каким-то энтузиастам, которые устроили в Детском парке самодеятельные танцы за кусок пиццы, в толпе возник писатель Курбатов и ловко выхватил себе из этого моря сахарной ваты набитую духмяными травами пестрядевую куколку.
(Торговка этими самодельными куколками-«травницами» по выходным обычно стоит неподалёку от платного туалета на площади Ленина).
Я, конечно, цап именитого литератора за плечо и говорю: «Валентин Яковлевич, объясните мне сверхидею этого прекрасного праздника, мне что-то невдомёк…»
Валентин Курбатов крепко задумался и изрёк: это чтобы нас, таких разобщённых, собрать вместе и «вернуть к старинному, крепкому, русскому, основному…»
- С помощью китайских безделушек и батутов? – изумилась я.
Нет, говорит, это повод хотя бы насмотреться вдосталь друг на дружку, походить туда-сюда, потолкаться, потому что свою подлинную культуру мы уже забыли и ни одной народной русской песни почти никто не помнит.
С этими словами Валентин Яковлевич затянул песню «Ах, попалась птичка, стой, не уйдёшь из сети…», которую ему мама пела в детстве, но почему-то сразу же сбился на тюремные страдания…
Мы, говорит, заложники. «Нас растлили» чуждой культурой, «мы переоделись в европейцев», «они» «диктуют нам этот способ поведения».
Я пробовала возразить, что нам этот способ поведения диктуют вовсе не какие-то там заморские «они» (вон Комитет Всемирного наследия «надиктовал» и что?), а наши же собственные городские власти.
Курбатов говорит: а власти потому что тоже заложники, такие ж «дети Аллы Пугачёвой и Максима Галкина», как и все вы, любят джаз (если бы). Время, мол такое, когда все танцуют только за пиццу.
«Давайте вместе заплачем, обнимемся и всё». И убежал.
А я пошла смотреть «Фестиваль водных фонариков» в устье Псковы, чтоб в очередной раз ужаснуться «детям Галкина и Пугачёвой», которые по наущению «европейцев», а то и самого Обамы творят всякие бесчинства.
Господь, зажигай!
Встретила, кстати, на набережной настоящего европейца, в которого мы якобы «переоделись». Это был знаменитый псковский немец Харальд Бешотен, который время от времени пытается навести в Пскове немецкий порядок, но уже, кажется, отчаялся.
Вот и в этот раз он наблюдал за всем происходящим с обречённым видом человека, у которого притупилось восприятие безобразного.
«Он уже привык», – подтвердила его супруга Анна. Тогда я попросила её перевести Харальду мой вопрос: а что было бы с властями какого-нибудь немецкого города, если б они попробовали под видом «фестиваля» устроить такую экологическую диверсию.
А ничего б не было, потому что в Германии ТАКОГО не бывает и быть не может. Это исключено, понимаете?
Я утёрлась и пошла в палатку с китайскими фонариками спрашивать, кто организатор этого безобразия.
Оказывается, «арт-проект» «Зажигаем вместе» из Санкт-Петербурга.
Молодые люди из этой фирмы начали объяснять мне, что делают псковичам праздник совершенно бесплатно, а когда всё закончится, конечно же, уберут за собой, так как у них имеется для этого всё необходимое «оборудование»: лодки и прочее.
А сами в этом году даже не потрудились натянуть между башнями сетку, чтобы те редкие фонарики, которые почему-то не утонули в реке Пскове, не уплывали в Чудское озеро засорять экологию Евросоюза.
Пришлось мне дожидаться окончания «фестиваля», чтобы посмотреть, как «Зажигаем вместе» будут убирать берег и дно реки от мусора, которым они до этого так бойко торговали два часа подряд (по 200 и 300 рублей за фонарик).
Когда совсем стемнело, парень с фонариком (уже не китайским, а на его мобильнике) и девушка с сачком некоторое время прохаживались в кромешной темноте возле кромки воды, подбирая или выуживая (куда сачок дотянулся) обрывки бумаги.
Никаких лодок ниоткуда, разумеется, не возникло. Которые неизвестно, как бы этим уборщикам помогли.
На следующий день я ещё раз сходила к башням Нижних Решёток и убедилась, что вчерашние размокшие фонарики и жестяные коробочки от свечек там теперь повсюду.
Зато псковичи побродили по набережной туда-сюда, потолкались – приобщились к «старинному, крепкому, русскому», ага.
Посмотрим, что на это скажет природоохранная прокуратура.
Цепь порвать я не могу
Я потом увидела в сториз у главного псковского шоумена Николая Королёва, как в субботу вечером на большую сцену Дней города вышла «миссис Псков» и сказала, что у псковичей и от Ганзы «остались только самые приятные впечатления и воспоминания».
И от «фестиваля водных фонариков» такие ж, наверное, останутся.
Это у меня в глазу так до сих пор и торчит хворостина, которую псковские народные умельцы, насельники «Града Скобаря» на Международных Ганзейских днях в Пскове примотали к арматуре скотчем, чтобы их палатки не сдувало ветром.
…И заботливо сложенные на газонах в Детском парке после псковской Ганзы булыжники (явно с расчётом, что и на Дни города пригодятся торговые места обустраивать, что и подтвердилось).
…И эта тарахтелка возле церкви Николы со Усохи на том месте, где ещё недавно росла белая сирень, которую зачем-то спилили.
…И эта натянутая вверх ногами на полуразрушенный дом раскрашенная тряпка.
Прав Валентин Курбатов, пора заново учить «кандальную»:
Ольга Миронович.