Кто будет виноват
За песок на тротуарах отвечает глава городской администрации Александр Братчиков.
За подготовку Ганзейского экономического форума – руководитель комитета по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области Андрей Михеев.
За реализацию больших финансовых ганзейских проектов и освоение выделенных Пскову на Ганзейские дни федеральных средств – губернатор Михаил Ведерников.
Ганзейские сценические площадки – и те оделены между не только разными организациями, но и между разными этажами власти так, что не разбери поймёшь.
Например за главную ганзейскую сцену возле Псковского кремля отвечает областная администрация.
За сцену на Октябрьском проспекте – «Театрально-концертная дирекция Псковской области».
За «Град скобаря» в «финском» парке – Городской культурный центр.
За сцену на улице Пушкина возле центральной аптеки – Константин Абабков со своим ансамблем «Сказ».
За сцены на набережной реки Великой – Дом офицеров. И так далее.
…За сцену в Детском парке – начальник «Городского парка культуры и отдыха» Евгений Шелемба.
На дисплее шапка горит
Евгений Шелемба, кроме того, отвечает за боксомат, который стоит сейчас в Детском парке между скульптурой скобаря и церковью Василия на Горке.
Иван Цецерский сперва отказывался верить, что боксомат и ныне там. И делал вид, что городские власти так до сих пор и не смогли выяснить, кто хозяин этих боксоматов и каким образом они вырастают то тут то там на самых грибных местах после каждого дождя.
«Стоит автомат у военного городка дивизии! Я вообще не понимаю!»
Но когда журналисты Ивану Николаевичу подтвердили, что один из этих боксоматов как ни в чём не бывало стоит в Детском парке на самой что ни на есть муниципальной территории, глава Пскова вынужден был сдаться и согласился, что в данном конкретном случае виноват Евгений Шелемба.
Который, судя по всему, знает, кто хозяин этого боксомата и благополучно взимает с того дань.
«Ножками»
Иван Цецерский, как выяснилось, вообще не очень хорошо себе представляет, что происходит в городе. Он раза три за пресс-конференцию рассказал, как они с Александром Братчиковым недавно «ножками» («ножками!», «ножками!», – то и дело приговаривал Иван Николаевич, сам себе удивляясь) два часа совершали обход будущих ганзейских площадок Пскова и с непривычки не только устали, но и замёрзли.
- Вы же натренированный, – удивились журналисты, памятуя, как Иван Николаевич всю осень и зиму несколько месяцев подряд каждое утро в любую погоду ходил по городу со скандинавскими палками и выкладывал селфи в Инстаграм (пока «благоустройство» его самого не доконало).
- Это Братчиков замёрз! – поправил своего начальника Игорь Сиротин.
Так вот, во время таких обходов глава города с главой администрации города выявили на псковском ганзейском пространстве до 50 развалюх, которые могут сильно подпортить праздничную картинку.
Один такой сгоревший дом на улице Свердлова «убил» Ивана Цецерского «наповал», как он сам выразился.
Стали разбираться, кто хозяин, оказалось, что хозяин зарегистрирован в Санкт-Петербурге и по своему официальному адресу не появляется.
Снести дом невозможно. Он историческое наследие, хотя главу Пскова это чрезвычайно удивило: он сказал, что так и не смог разглядеть в этом здании ничего исторического.
«Вот и выписывай предписания, – пожаловался Иван Николаевич. – А если эти два этажа драпировать, то это встанет в миллион!».
Так что все псковские развалюхи задрапировать не получится. Но «работа ведётся».
В тёмном лесе, в тёмном лесе
С развалюхами на Романихе городские власти, похоже, тоже не знают, что делать. Со слов Ивана Цецерского журналисты так и не поняли, кто с кого за благоустройство Романовой горки требует денег: городская администрация – с комитета охраны памятников или наоборот.
Это, мол, не городская собственность, и город тут не в состоянии что-то исправить.
Иван Николаевич зато распорядился скамейки и заборы во дворах исторического центра покрасить.
В одном таком дворе глава Пскова во время обхода «ножками» увидел «обтыканный» «палочками и веточками» «палисад» – и тоже чуть не потерял сознание, сражённый наповал:
«Ну дикий лес! Некрасиво».
И пообещал, что город вскладчину с управляющими компаниями ещё и самостийные дворовые клумбы кой-где в порядок приведёт.
И вот, новый «доворот»
Ещё засада. Впервые в истории международного Ганзейского движения Нового времени на «Молодую Ганзу» в Пскове зарегистрировался инвалид-колясочник из голландского города Элбурга.
Игорь Сиротин считает, что это наши ганзейские иностранные партнёры нарочно. Проверяют нас: справимся или нет.
Иван Николаевич верит, что справимся. Хотя и разворчался, что в прошлом году в немецком Ростоке «Молодая Ганза», например, в полном составе проходила на одном из парусников ускоренный курс юнги. Мол, он себе не представляет, как бы инвалид-колясочник карабкался там по вантовым лестницам и шторм-трапам.
Псковские организаторы «Молодой Ганзы» сперва тоже что-то очень подвижное для своих молодых гостей придумали. А теперь вот вынуждены делать «доворот» программы с учётом необычного участника.
Слово «доворот» сейчас у главы Пскова вообще ключевое. В целом городские и областные власти, по его словам, сейчас производят «доворот» всех программ подготовки к Ганзейским дням.
Опять двойка
Журналисты спросили, на сколько процентов Псков сегодня готов к Ганзейским дням.
Культурная программа, сказал глава Пскова, уже готова на четыре.
«Процента?» – испугались журналисты. Оказывается, по пятибалльной шкале.
Подготовительную работу с иностранными делегациями Иван Цецерский, как уже было сказано, оценивает на пять.
Праздничные пространства, по его словам, готовы на 2 с плюсом. Ну или, если более оптимистично, то на 3 с минусом.
Пройдясь по ним «ножками», Иван Цецерский, например, обратил внимание на «разбитые вдрабадан» лестницы в «финском» и Детском парках.
Благоустройству всего города целиком он, как уже было сказано, вообще отказался ставить оценку. Сказал, что апрель – это месяц конкурсов и аукционов. Чтобы в мае-июне подрядчики наконец-то занялись уборкой улиц.
И с горечью заметил, что городской администрации теперь приходится отдельно доплачивать даже за вывоз песка. А денег, как обычно, не хватает.
То ли дело в Москве, запечалился Иван Николаевич. Приезжает он тут как-то на днях в столицу, а там плафоны в фонарях протирают, улицы чуть ли не с мылом моют.
И это всё делают городские службы как свою обычную работу за бюджетные деньги.
Тут уже псковские журналисты охотно главе Пскова посочувствовали и начали утешать его, что Москва – вообще другая планета.
Знаки
Про Ганзейский знак Иван Цецерский, глубоко вздохнув, сказал, что пластиковой ладьи не будет. Потому что критика со стороны некоторых журналистов городской администрацией услышана.
Хоть это и повлияло на цену знака, которая, как ядовито заметил глава Пскова, выросла в несколько раз.
Теперь на совете при городской администрации согласован новый проект псковского Ганзейского знака. Это будет скульптурная композиция «Два купца»: один купец из Любека, второй пскович. В полный рост, бронзовые.
Встанут они на набережной реки Псковы вместо одной из клумб возле нового кафе…
- Кто автор? – уточнила я.
- Скульптор, – с готовностью ответил Иван Цецерский.
Хорошо, коллеги Ивану Николаевичу подсказали, что это белорусский скульптор Игорь Голубев – тот самый, что сваял для Детского парка криворукий «памятник скобарю».
Для главы Пскова, кстати, стало новостью, что настоящие псковские художники да и просто люди, которые разбираются хотя бы в анатомии, имеют к этому монументу большие претензии.
Иван Николаевич сказал, что ему всё в белорусском «скобаре» нравится: и разновеликие плечи, и, особенно, отполированный туристами до блеска нос.
Остаётся надеяться, что утверждать установку новой парковой скульптуры работы скульптора Голубева в историческом центре Пскова будет научно-методический совет при Государственном комитете по охране объектов культурного наследия.
Мёртвые с косами вдоль дорог стоят?
Журналисты заодно поинтересовались, кто придумал стилизовать к Ганзейским дням псковские рекламные тумбы под церкви с куполами, как об этом рассказал недавно в радиоэфире заместитель главы городской администрации Александр Коновалов.
Иван Николаевич стал красноречиво косить глазами на Татьяну Пустошкину. После чего она объяснила, что журналисты просто всё неправильно поняли. Или Коновалов им неправильно объяснил.
Оказывается, это будет всего лишь элемент стилизации, повторяющий созданную художником Игорем Шаймардановым символику псковских Ганзейских дней. И только на шести главных стендах с ганзейской информацией на разных языках.
Конечно, никаких крестов там не предполагалось. Да и сами «купола» будут чисто символическими.
Цифры
Журналистам, кроме того, было важно уточнить цифры. Например, так ли уж велико будет количество гостей псковских Ганзейских дней, как это было заявлено ранее.
Глава Пскова сказал, что ожидаемые ежедневные 150, а то и 200 тысяч гостей города – это «обычная ганзейская статистика».
Официально на псковскую Ганзу собрались приехать представители 80 ганзейских городов. Это 1600 членов официальных делегаций.
Все они разместятся в Пскове с комфортом, потому что гостиничных мест у нас в городе намного больше – 3500.
При этом все места в псковских гостиницах на время Ганзейских дней уже давно забронированы. По словам Ивана Цецерского, остался свободным всего один номер – президентский за 20 тысяч рублей в сутки. Но и он, возможно, уже того.
Для питания гостей на улицах Пскова во время Ганзейских дней будет организовано 2500 посадочных мест. И ещё 1500 мест в кафе и ресторанах.
Рестораны, утверждает Иван Цецерский, уже хватаются за голову: где достать столько мяса, чтоб прокормить такую прорву туристов.
Сопровождать туристов будут волонтёры: 640 специально подготовленных молодых людей со знанием языков и псковской истории.
Кстати, уже сейчас на ганзейском сайте Пскова открыта запись на бесплатные экскурсии на трёх языках, которые будут организованы в Пскове во время Ганзейских дней добровольцами, закончившими специальные курсы в псковском филиале Академии туризма.
Для доставки туристов в дни Ганзы будут организованы дополнительные маршрутные такси и рейсы «Ласточки» из Санкт-Петербурга.
Средства у нас есть. У нас ума не хватает
Я, конечно, спросила, как городские власти собираются выдворить из Детского парка лошадниц. Хотя бы на Ганзейские дни. Оказывается, парк в это время будет под круглосуточной круговой охраной, так что туда не пролетит и муха.
В остальное время проблема табуна в Детском парке остаётся нерешаемой, потому что, сказал глава Пскова, кого-то эти лошади радуют, а кого-то огорчают. Вот если б всех огорчали…
Про галок забыла спросить, извините.
Пиво на Ганзейских днях будет продаваться свободно. Иван Николаевич сказал, что смог убедить кого надо, что это неотъемлемый элемент подобных европейских праздников.
Подключать многочисленные нестационарные торговые точки и точки общественного питания городские власти на этот раз обещали как-то по-новому. Чтобы без громоздких трансформаторов, которые создают «некомфортный звук». На это тоже объявлен конкурс, чтоб всё было сделано по уму.
Насчёт общественных туалетов отцы города тоже позаботились. И даже приобрели семь стационарных. Только у городских служб пока «мозгов не хватает подключить их там» к водопроводу и электросетям, уточнил Игорь Сиротин.
Развивая тему общественных туалетов, глава Пскова опять начал сетовать на скудность финансирования. «Надо иметь мозги», – ещё раз повторил Игорь Сиротин.
Псковичи отдыхают
Наконец, журналисты спросили, не предложат ли городские власти псковичам уехать куда-нибудь на время Ганзейских дней, как это было в некоторых городах Чемпионата мира по футболу.
И как псковичи будут добираться на работу и с работы в ганзейские четверг и пятницу, когда центр Пскова уже будет перекрыт.
«Псковичи наконец-то смогут отдохнуть, – с ласковой улыбкой сказал глава Пскова. – Отдыхайте».
Ольга Миронович.