Каким же был купец Поганкин?
До наших дней сведений о Сергее Ивановиче Поганкине дошло немного. Неизвестна даже дата его рождения (мы знаем только год его смерти - 1694). Но, исследуя территорию вокруг его палат, археологи установили: это был богатый человек. Очень богатый.
Известно, что у него была своя лавка в серебряном ряду, и в завещании Сергей Иванович упоминал серебряную кузню. Вместе с сыновьями он торговал кожей, салом, льном, пенькой, солью, сукном и другими разнообразными товарами. А ведь начинал он, будучи простым «огородником»...
«Наверное, это был очень энергичный и талантливый человек. Ведь для того, чтобы пройти путь от огородника до члена гостевой сотни, нужны были талант и упорство. Он любил свою семью и жил по принципам домостроя – выкупал земельные участки и строил палаты для сыновей и внуков. Это всё последовательная постоянная работа», – рассказала генеральный директор Псковского музея-заповедника Светлана Мельникова.
Теперь узнать больше об одном из самых богатых купцов Псковщины гости музея могут, посетив его личный кабинет.
Первый и не последний зал
По словам Светланы Мельниковой, открытие первой экспозиции Поганкиных палат, которые были закрыты на реставрацию с осени 2018 года, шло непросто. Кстати, псковичи искренне ждали открытия музея: по словам директора туристической компании «Континент» Светланы Барановой, таксисты у нее постоянно спрашивали, когда же она откроется.
Все эти годы над оформлением залов трудились реставраторы и ученые.
«Сегодня мы должны поклониться памяти тех, кто долгие годы, с 1960-х годов до наших дней, работал над тем, чтобы палаты сегодня были такими, какими мы их видим», – выступила генеральный директор псковского музея.
СПРАВКА
Основой экспозиции стали изыскания и выводы, которые сделала старший научный сотрудник исторического отдела Псковского музея-заповедника Татьяна Ершова. Именно она руководила проведением раскопок в Поганкиных палатах и совершала невероятные открытия о жизни псковского купца.
Также в разные годы в изучении Поганкиных палат принимали участие разные известные ученые Пскова, в том числе – директор Археологического центра Псковской области Марина Кулакова.
Открывать музей с кабинета его хозяина – определенно правильно. Но еще более правильно в следующем зале открыть кабинет Псковского археологического общества, ведь без него и его кропотливого труда не было бы значимой части современной коллекции псковского музея, подчеркнула Светлана Мельникова.
На долю не каждого музейщика выпадает счастье открыть постоянную экспозицию, а у псковских ученых впереди – оформление аж 28 залов Поганкиных палат. Это настоящий рекорд, уверена заместитель генерального директора музея Эльвира Королёва.
Сегодня гости могут познакомиться с Псковом «золотого» XVI-XVII века, а кроме того – увидеть выставки, анонсирующие будущие постоянные экспозиции. Это стенды с фрагментами оружия, которые обнаружили на дворе купца Поганкина и зал, посвященный торговым отношениями между Печорами и странами Европы.
КСТАТИ
Псковский музей-заповедник готов встречать посетителей с ограниченными возможностями здоровья. Для них здесь предусмотрели интерактивный экран, который расскажет об экспозиции в каждом зале, чтобы посетитель мог ознакомиться с содержанием выставок и выбрать, какую осмотреть более подробно.
«Но обо всем по порядку», – предлагает сам купец Поганкин, вышедший в парадном боярском кафтане поприветствовать гостей на открытии залов. Он приглашает псковичей в свой кабинет.
Сицилийская защита в русских палатах
Без чего нельзя представить кабинет порядочного купца? Конечно, без его рабочего места. Внушительных размеров стол стоит прямо посреди зала, напротив двери. Можно сразу видеть приходящих посетителей, удобно.
Как рассказал куратор выставки, старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника Максим Колпаков, представленный стол поступил из коллекции псковского архитектора и реставратора Юрия Спегальского. Мебель датируют концом XVII – первой четвертью XVIII века. На столе – счёты (какая торговля без них?). И сразу – приятное уточнение: экспонат можно трогать, по рукам ни взрослых, ни детей бить не будут!
Также на столе можно увидеть копии документов, хранящихся в Государственном архиве Псковской области. В документах содержатся сведения о роде купца Поганкина и его деятельности, а также письма сына Екима Поганкина своему отцу. Для удобства посетителей, сотрудники древлехранилища сделали перевод текстов XVII века «с русского на русский».
Рядом со столом – атрибут интеллектуальной элиты русского общества тех лет. Шахматы. На доске разыграна сицилийская защита. А вы смогли бы обыграть псковского купца?
Что читали, когда книг было в разы меньше?
Особого внимания заслуживают стены и пол Поганкиных палат. С одной стороны, они строги и минималистичны (как мы и привыкли к ним за столько лет). С другой – такими они были не всегда. Чтобы посетители могли представить себе истинное убранство интерьеров купца Поганкина, под столом расстелен фрагмент яркого ковра, а стена за ним расписана современными технологиями – на нее с помощью проектора выводят изображение художницы музея-заповедника. Именно такие стенные росписи были в соседних залах палат.
Рядом с расписной стеной – библиотечный шкаф. И снова удача: среди книг есть те, которые можно трогать руками! На растерзание гостям отдан «Киевский синопсис» Иннокентия гизеля. Рядом – экраны с оцифрованными книгами из библиотеки купца. Они доступны к прочтению, но будут постоянно меняться, чтобы туристы могли изучить все многообразие популярных среди купечества книг того времени.
В выдвижных ящиках под шкафом – собрание гравюр. Здесь и портреты правителей той эпохи, и библейские сюжеты. По словам Максима Колпакова, почему-то псковские купцы особо любили сюжет о добром самаритянине.
Чем понтовались в XVII веке?
В шкафу рядом – праздничная посуда для статусных гостей и хозяев. Особое место занимает стакан из голубого стекла. Представьте себе, он стоил больше серебряной литровой пивной кружки, расположившейся на полке ниже.
«Если стакан голубого стекла не терял свой цвет спустя 6 лет после производства, значит он был очень качественный и очень дорогой. С XVII века у нас прошло больше времени, но он, как видно, до сих держит цвет!» – пояснил Максим Колпаков.
Разделяет посудные шкафы красный угол (куда без икон в патриархальной России тех лет?). В нем собраны иконы, написанные уже после смерти Сергея Поганкина, однако с теми же сюжетами, с какими могли быть у него.
В соседнем буфете представлена керамическая утварь, и самое интересное здесь – снова в выдвижном ящике. Это керамические формы для запекания XVII века.
«На день археолога мы провели эксперимент и приготовили выпечку в этих формах. Все, кто пробовал еду, до сих пор живы!» – с восторгом поделился впечатлениями Максим Колпаков.
Еще одна интересная деталь в соседнем шифоньере – голландские курительные трубки. Таких осталось немного в музеях Европы, а в России – и того меньше.
Завершает круговой обзор кабинета купца Поганкина выставка домашнего и уличного костюма той поры, а также печных изразцов. По фрагментам и осколкам псковским ученым удалось воссоздать внешний вид всех 7 печей, которые топили купеческие палаты.
Иностранные гости о русских мужиках
Переходим в соседний зал и видим отголосок одного из главных событий 2023 года для всей Псковской области – празднования 550-летия Псково-Печерского монастыря и слободы Печоры.
Здесь гости могут узнать об истории Печор – города, который стоял на пересечении торговых и культурных магистралей, торговал с Ригой и Ревелем (Таллином). Об этом напоминают разговорники, составленные иностранцами на Псковщине. Английские и немецкие книги в оцифрованном варианте можно посмотреть на интерактивном экране здесь же.
Кроме того, на стендах гости увидят сами Печоры – монастырь, как он изображался на иконах разных эпох. Впоследствии экспонаты сопроводят QR-кодами для удобства современных посетителей.
Самая пикантная часть экскурсии
И завершает пока еще не успевшую развернуться во всю ширь экспозицию Поганкиных палат зал «Жилого помещения».
Во-первых, здесь можно увидеть комнатку истопника и даже положить дрова «на окошко», как это делал сам истопник. С той разницей лишь, что раньше вместо окошка здесь была настоящая печь.
Во-вторых, в этом зале есть то, о чем некоторые гости хотели знать, но стеснялись спросить – купеческий туалет. Его устройство восстановили по чертежам и описаниям той эпохи. Но сейчас, конечно, санитарная комната находится в другом месте.
«Уникальность экспозиции в том, что здесь впервые будут сведены вместе свидетельства о жизни обитателей палат с XVII века и позже. Кстати, от последних жителей остались французская посуда, посуда Третьего рейха, бутылки из-под коньяка, штык-нож. Культурный слой здесь представляет собой пирог с начинкой от XI до XX века. С этим всем нам еще предстоит разобраться», – подытожил Максим Колапков.
И действительно, планы у музейщиков грандиозные – впереди открытие зала, посвященного Псковскому археологическому обществу и обширного макета древнего города, к которому можно будет добавлять «пристройки» более поздних эпох вроде петровских бастионов.
Можно только порадоваться: псковский музей наконец-то перестал быть закрытым в крепости палат с 1,5-метровыми стенами мирком. Он стал доступнее и дружелюбнее жителям и гостям города. Что ж, пожелаем музею достижения новых вершин в новом году!