Выставка с «мужским» характером
«Для меня эта выставка — особенная», - с такого вступления генеральный директор музея Светлана Мельникова начала рассказ об экспозиции. Она напомнила о соглашении, заключенном между Владимиро-Суздальском и Псковским музеями, благодаря которому выставка и стала возможной.
«Я понимала, что эту выставку обязательно нужно привезти в Псков. В город, который знает, что такое честь и защита своих границ!» - подчеркнула Светлана Мельникова.
Поскольку Владимиро-Суздальская земля находится за Москвой, она не была подвержена войнам и разорению в той мере, в какой была этому подвержена Псковская область. Это позволило суздальским музеям сохранить больше деталей дворянского быта, значимой частью которых было и оружие.
Кстати, шпаги, сабли, шашки и пистолеты использовали не только по прямому назначению. Порой они становились предметом искусства — их украшали перламутром, делали рукояти из кости и наносили гравировку. Всё это богатство семей Воронцовых, Храповицких, Трегубовых и других значимых русских фамилий представлено на выставке в палатах купца Поганкина.
«Несмотря на "мужской" характер выставки, мне кажется, что и девушкам, и женщинам она будет интересна. Ведь шпаги так часто звенели в битве за любовь!» - добавила Светлана Мельникова.
Интересна и сама судьба многих экспонатов. Так, перед тем, как стать музейными, часть из них прошла через руки чекистов. А некоторые едва не были вывезены контрабандистами за пределы страны, и только бдительность сотрудников Псковской таможни позволила предотвратить это преступление.
Прогулочные шпаги
Первая же витрина выставки встречает гостей шпагами XVIII века. Как пояснила хранитель фонда «Оружие», старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника Светлана Дерягина, здесь можно увидеть наградные и камзольные (или прогулочные) шпаги.
Вообще, согласно положению 1834 года, этот вид оружия полагалось иметь при себе всем, кто носил мундир. Поэтому шпаги для «повседневной носки» не украшали драгоценными камнями и металлами — они выглядели достаточно просто и аскетично.
Другое дело — наградное оружие. И здесь можно рассмотреть наградные шашки. На них часто оставляли гравировку с символом императорской власти — орлом, а также изображали солярные символы (они служили оберегом для владельца шашки). К эфесу привязывали ленточку с орденом, чаще всего — святой Анны, поэтому иначе такое оружие называли Анненским.
КСТАТИ
По словам генерального директора Псковского музея-заповедника Светланы Мельниковой, недавно музей приобрел необходимое для качественного хранения оружия оборудование.
Теперь «опасные» экспонаты хранятся отдельно, в особых условиях.
Вредная работа
В следующем зале — огнестрельное оружие елизаветинских времен.
Здесь можно увидеть мушкетон с причудливым стволом-раструбом. Такой еще в конце XVIII века использовали флотские военные и кавалеристы, а к XIX веку он превратился в «каретное оружие» и стал сопровождать каждого курьера и почтальона.
Интересно, какой была бы наша жизнь, если бы и сегодня у каждого курьера в большом рюкзаке за спиной лежал такой «ствол».
В XVIII веке оружие было штучным и дорогим удовольствием. Каждый экземпляр тульские или московские, а порой — европейские мастера изготавливали вручную из суперпрочной дамасской стали и дорогой древесины (которая не рассыхалась и не гнила как при жизни хозяина, так и целые столетия спустя). Кроме того, оружие ручной работы в отличие от позднего, массово штампованного для армии, отличалось повышенной точностью даже годы спустя.
Это был не только кропотливый, но и вредный для здоровья труд. Часто позолоту на детали мушкетов и ружей наносили с помощью ртути — размешивали золотой порошок с ртутью, наносили на деталь, а после нагревали в печи. При испарении ртути золото прочно закреплялось на части ружья. А вот токсичные пары приходилось вдыхать мастерам и их подмастерьям…
ВНИМАНИЕ К ДЕТАЛЯМ
Особенно интересно рассматривать сюжеты в витиеватом украшении оружия. Конечно, в царской России большинство населения было верующим, и многие — православного толка. Однако библейские сюжеты изображать на оружии, видимо, было не очень правильно.
Поэтому здесь можно увидеть воина из античной мифологии, мчащегося на колеснице, водяного и русалку на замке пистолета, двуглавого дракона на прикладе и маску-оберег.
«Гуманная» охота и пистолеты с четырьмя стволами
Между прочим, с XVI века, после опубликования ряда разрешений охота стала куда разнообразнее. Например, в ней стали применять тесаки. Когда собаки загоняли дикое животное, и оно уже валилось с ног от усталости, охотник подходил к нему и перерезал горло длинным лезвием. Так делали, чтобы не ранить из огнестрельного оружия других охотников и собак. Вот такие развлечения 500-летней давности.
Еще одним важным атрибутом охоты были пистолеты. Они использовались только для самозащиты от зверей, но изготавливали их и носили всегда парами. Не забывали и об украшении — на рукоятях можно увидеть сцены охоты, вырезанные в стиле рококо.
Другое назначение пистолетов — дуэль. И для успешного завершения этого спора у наших предков были свои хитрости и приспособления. Вот, например, капсульный дуэльный бундельревольвер с четырьмя стволами — такие стали появляться в России с 1860-х годов. Из минусов – само оружие весит много, да и взвод у него достаточно тяжелый.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Бундельревольвер переводится как «пистолет наоборот». При перезарядке у него вращался не магазин, а сам ствол.
В качестве боевого оружия такие револьверы не применялись из-за большого веса.
Эротические сцены на моржовой кости
Яркая точка выставки — последний зал с восточным оружием. Оружейными трофеями и подарками с Востока в XIX веке господа часто украшали стены своих кабинетов и курительных комнат.
Зал восточного оружия разделяется на три зоны — Османская империя, Персидский регион и Кавказ.
Здесь есть символ турецких янычар — клинок ятаган причудливой формы. Дело в том, что по внешнему виду рукоять напоминает берцовую кость животного из-за своих «ушей». Такие клинки были легкими, но острыми и опасными.
Рядом — популярный в Индии кинжал с изогнутым лезвием. Он был настолько прочен, что мог пробить кольчугу. А рукоять изготавливали из моржовой кости (слоновую в Индии использовать бы не стали, как вы понимаете). На ней вырезали сцены боя, охоты, и даже эротические сцены.
Представленный здесь же щит воина часто украшали растительным орнаментом. Он считался напоминанием о рае, в который прибудут все доблестные воины.
Примечательна и кавказская сторона. Здесь представлено изысканное оружие, которое украшал симметричный орнамент — выполнить такой было под силу только самым опытным мастерам.
Рядом — стенд с маленькими пушечками. Кажется, что такую можно с легкостью носить с собой, в кармане. Но на самом деле у них было свое предназначение. Такие часто устанавливали на въезде в усадьбу, чтобы возвещать о прибытии барина, а также палить по большим праздникам.
Увидеть эти и многие другие экспонаты, проникнуться их нелегкой судьбой и богатой историей гости Псковского музея-заповедника могут на выставке «Блеск стали». Экспозиция будет открыта до 28 января 2024 года.