У памятника рукотворного
Начинался пушкинский праздник традиционно с не самой веселой его части — гости во главе с губернатором Михаилом Ведерниковым, министром просвещения Сергеем Кравцовым, руководством региона и Пушкиногорского района собрались на литию у могилы поэта. Богослужение провел митрополит Псковский и Порховский Тихон. Погода соответствовала настроению мероприятия — над собравшимися нависали тяжелые и мокрые тучи (буквально несколько часов назад прошел ливень с градом).
- Читайте по теме: Митрополит Тихон отслужил литию на могиле Александра Пушкина
Директор Пушкинского заповедника Георгий Василевич призвал в этот день вспомнить не только о великом поэте, но и о других членах семьи Пушкиных (которые похоронены в склепе рядом с могилой самого Александра Пушкина). К почитанию предков располагала и родительская суббота, на которую выпало торжество поэзии.
Завершилось памятное мероприятие возложением цветов к памятнику на могиле поэта. Здесь же, в толпе гостей, самые внимательные уже заметили известных актеров — зачастившего в Псковскую область Гошу Куценко и сыгравшего легендарного Вольфа Мессинга Евгения Князева. Но их по-настоящему звездный час ждал впереди.
«Пушкин — это не скучно!»
Перевернуть страницу и зарядиться совсем иным настроением получилось уже на праздничной поляне в «Михайловском». Здесь даже светило солнце (как бы в напоминании о дне рождения светила русской литературы). На разных краях казавшейся особо гигантской в этот день поляны расположились:
- четыре сцены (одна из которых — главная),
- площадка иммерсивного театра,
- большой торг сувенирами,
- фудкорт едальня.
Кстати, на последней можно было попробовать и лосятину, и сбитень, и шашлык, и пельмени, и продукцию местного кафе «Березка». На вкус и цвет товарища мог найти себе каждый.
Издалека были слышны задорные звуки барабана — на них лесной тропой шли все, кто желал присоединиться к празднику. Оттрубив небольшой концерт на сцене, барабанщики из коллектива DrumTime вместе с шоу-оркестром BIT Juice из Санкт-Петербурга отправились в обход поляны. Собственно, весь следующий день артисты неустанно барабанили, били в тарелки и играли на духовых инструментах, перемещаясь по площадке арт-пространства. Не заметить их было невозможно — толпа меломанов из нескольких десятков человек сопровождала музыкантов, где бы они ни были.
Между тем, на главной сцене тоже начинал разворачиваться концерт — выступал сводный оркестр псковской детской филармонии. Талантливые в музыке дети играли на домрах и гуслях, в то время, как талантливые в каких-то других сферах бегали неподалеку, сражаясь друг с другом мягкими пуфиками. Кстати, отдельное спасибо нужно сказать организаторам за пуфики и снопы сухого сена, на которых размещались зрители около каждой из площадок. Недостатка в посадочных местах не было, и каждый мог насладиться искусством в комфортной обстановке.
«Пушкин — это не скучно!» - такую аксиому выдвинул во время торжественного открытия директор Пушкинского заповедника Георгий Василевич. И чтобы лишний раз подтвердить это суждение, к творческим площадкам добавился еще один перформанс в исполнении Гоши Куценко и Евгения Князева.
Они, вообще-то, и до этого ходили по поляне битых полчаса, но актеров никто не узнавал, и фотографироваться к ним никто не подходил. После того, как артисты со сцены напомнили, где тут Лукоморье, где «русский дух», и где «Русью пахнет» (последнее оказалось особенно важно в нынешнй политической ситуации, подчеркнул начальник управления президента по общественным проектам Сергей Новиков), знаменитости ушли в зал и тут же обросли толпой жаждущих фотографий фанатов.
Пушкинский день разгарался.
Бог с тобою, золотая рыбка!
Действительно, искусство на празднике лилось со всех сторон. «Куклы-великаны и странные существа», как окрестил их накануне глава Пскова Борис Елкин, плавно прохаживались по поляне. «Мне мало надо! / Краюшку хлеба / И капля молока. / Да это небо, / Да эти облака!» - звучали стихи Велимира Хлебникова под ходившими по периметру поляны тучами.
Неподалеку от главной сцены развернулась ремесленная мастерская. И у нее, кстати, оборудовали отдельную площадку для выступлений. Весь день здесь выплясывали и распевали народные коллективы области. Звучал и фольклор, и даже репертуар Надежды Кадышевой.
Сувениры каждый мог найти по своему вкусу — в одном углу мужчина в крестьянской рубахе показывал современным детям все прелести игры в волчок, в другом женщина в погонах разглядывала рукотворные украшения.
Но настоящий фурор произвели рыбы. Мягкие хлопковые снетки, у каждого из которых было «свое выражение лица» манили не только детей, но и взрослых. Устоять перед соблазном обзавестись рыбой, не закидывая трижды невод в синее море, смогли не многие. Весь день и дети, и взрослые вышагивали по площадкам с рыбами наперевес, а под конец дня начинали даже махать снетками и передавать «рыбные» приветы друг другу. Верно говорят, ничто так не объединяет псковичей, как любовь к снетку.
Весь день снетков на сене можно было наблюдать и перед главной сценой, где скоро впервые в полевом полянном масштабе поставили оперу Сергея Рахманинова «Алеко», и на концерте любимой молодежью группы «Сироткин», и на выступлении саксофониста Игоря Бутмана.
Музыка обволакивала, как воздух.
Здравствуй, племя молодое, незнакомое
В отдалении раскинулся иммерсивный уголок. Рядом с непонятным вращающимся колесом ломано двигались Пушкины, жестами приглашая гостей присоединиться к ним (или, как минимум, сфотографироваться).
Публика же больше тяготела к отгороженному стендами пространству «Снов Саши».
Бледнолицые и бледнотелые существа со звенящими инструментами, настоящий лабиринт из стендов с изображением сумеречной нечисти, а в центре него, покрытая полупрозрачным пологом, сидит няня и качает в детской люльке спящего большого поэта.
Разбуженная гостями няня, решила сыграть в любимую Пушкиным игру «было – не было». Тогда зрители смогли узнать, что еще ребенком Саша написал поэму на французском языке про карликов и карлиц (и это было!). А еще — что он в детстве любил наряжаться в платья старшей сестры, из-за чего их путали (а вот этого уже не было, но одна гостья с видом эксперта сообщила, что читала о таком явлении). В общем, грань между былью и небылицей в снах Пушкина оказалась очень подвижной.
Завершилось представление пробуждением гения и его радостной встречей с благодарными потомками.
Еще один иммерсивный театр, связанный со сном, разворачивался в лесу, под дороге к усадьбе. Под звуки рычания медведей, среди кривых зеркал и безголовых существ зрители погружались в мрачный сон Татьяны из «Евгения Онегина».
Оказывается, сны впечатлительных кисейных барышень — зрелище не для слабонервных!
Чуть дальше расположилась детская театральная площадка – большая сцена «Школьной классики». Она раскинулась на площадке позади белого дома усадьбы «Михайловское». Коллективы из 7 лучших школьных театров страны (о которых так много при любом случае говорил министр просвещения Сергей Кравцов) показывали зрителям свое мастерство.
Разноплановые постановки со стихами, песнями и танцами сопровождала музыка камерного оркестра Санкт-Петербурга. Посетить эту площадку стоило хотя бы ради того, чтобы услышать, как взрослые музыканты легко и непринужденно исполняют любимые всеми мелодии детских песен.
Почувствовать себя настоящим артистом мог каждый желающий. Причем на разных уровнях. Пока одни обзаводились картонными цилиндрами после прочтения стихотворений на небольшой сцене.
Другие выходили на рэп-баттл (здесь, конечно, требовалась предварительная подготовка) или разыгрывали мини-постановки в масках художника Игоря Шаймарданова.
Творчества хватало на всех.
Бюрократия на высшем уровне
И главной возможностью прикоснуться к великому стало получение справки о гениальности, обзавестись которой предлагало Министерство Картонии.
Здесь, в лучших традициях советской бюрократии, посетители могли потрудиться над заполнением документации, постоять в очередях и пройти целый квест из кабинетов и начальников, собирая печати и подписи ради заветной бумажки. Без бумажки я букашка, а с бумажкой — гений. Выходит, так?
«Товарищи, по состоянию на 16.00 выдано 54 справки о гениальности! Прошу занести данные в таблицу!» - оповестила мир о рождении полусотни гениев служащая в очках.
Было приятно наблюдать за гостями, которые расходились с праздника духовно и физически удовлетворенные. Кому-то удалось впервые примерить на себя маску актера, кто-то получил документальное подтверждение своей исключительности, кто-то услышал в живую любимого исполнителя, а кто-то просто был рад подышать свежим воздухом и отведать лосятины в выходной. Люди радовались празднику и тому, что у каждого, как и у Марины Цветаевой, был свой «Мой Пушкин».