МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Псков

Пряник для плодовитости, разгона и вместо бранного слова

Что общего у ростовского пряника с псковским «шишаком»? Почему в пряничники набирали исключительно силачей. Как с помощью пряника деликатно намекнуть гостям, что им пора. И зачем в пряничное тесто добавляли духи? Исследователь традиционного искусства из Республики Коми попыталась разгадать загадку изборского пряника.

Фото автора, из архива Татьяны Мусатовой и Школы межэтнической журналистики в Пскове

Ученица псковской Школы межэтнической журналистики, художник из Республики Коми, исследователь народного искусства Анастасия Белолипецких провела собственное экспертное расследование псковских и не только псковских пряников. Для этого она встретилась с главным псковским пряничным мастером Татьяной Мусатовой и обратилась к этнографической литературе.

В Тулу с изборским пряником

Татьяна Мусатова рассказала, что на Руси существовали такие профессии как знаменщик и пряничник. Знаменщик – это резчик пряничных досок, он должен был обладать художественным вкусом и пространственным мышлением. Ведь доску-пряницу надо вырезать в зеркальном отражении, а это непросто. Попробуйте написать зеркально хотя бы одно слово – и вы поймёте, каково быть знаменщиком.

Формы для изготовления пряника

Пряничник – это тот, кто делает сами пряники. Интересно, что пряничниками чаще всего становились очень развитые физически люди, лучше, если настоящие богатыри. Ведь им приходилось по нескольку часов бить тесто, чтобы выбить из него все пузырьки, а это не каждому под силу. Вот почему тесто для пряников называлось битым.

Готовят пряник по специальному рецепту

Виртуозы пряничного дела к тому же пользовались сухими духами, как они это называли – смесями размолотых пряностей, которые и дали название прянику. Ингредиенты для этих «духов» и их пропорции в смесях пряничных дел мастера держали в тайне. И чтобы их рецепт не узнали конкуренты, никогда не использовали гири. Пряности взвешивали при помощи камешков, которые хранили под замком.

Мастер раскрыла секреты изготовления изборского пряника

Сама Татьяна Мусатова не производит впечатление женщины богатырского телосложения и никаких специальных камешков под замком не прячет, но пузырьки в течение трёх лет выбивала в тесте самостоятельно, пока не появился промышленный тестомес.

А ещё Татьяна не раз становилась победителем пряничных конкурсов. Например, её пряничная глазурь была отмечена в Туле на Всероссийском фестивале «День пряника» в 2020 году. Это потому, что прославленная изборская мастерица использует особый способ нанесения глазури, который подчеркивает рельеф скульптурного пряника.

Мусатовская глазурь

Я, конечно, захотела узнать у Татьяны, как сделать самые вкусные пряники. Может, для этого надо встать в 4 утра или соблюсти какой-то специальный обряд…

Свой фирменный рецепт, Татьяна мне, конечно же, не открыла, но советом поделилась:

«Чтобы пряник получился вкусным, мистика не нужна. Но что-то иррациональное в приготовлении пряников всё равно есть. Ведь тесто любит настроение. А иногда день не подходит для выпечки. Так что самый главный секрет пряничных дел мастера: никогда не отчаиваться. Если у вас что-то не получилось сегодня, значит, получится завтра».

Формы для изготовления пряников бывают самыми разнообразными

Для своих пряников Татьяна сама создаёт печатные керамические формы. Сюжеты для них она берет из фольклора или вдохновляется видами Пскова.

А ещё Татьяна считает, что пряник – это изыск теста, и повидла в нем быть не должно.

Что общего у ростовского пряника и псковского «шишака»

В Ростовской области выпекали огромный свадебный пряник, украшенный множеством фигурок: в аршин шириной (71,12 см) и полтора аршина длиной (чуть более метра). Пышный декор ростовских свадебных пряников знаменует пик молодости – расцвет и плодовитость. Поэтому такое лакомство во время свадьбы преподносилось только девушкам, а старухам его есть не полагалось.

Этнографы подчёркивают, что аналог такому возрастному разграничению содержится и в символике украшений женских головных уборов. Ведь в старину головные уборы молодух во многих русских губерниях украшали символами плодородия – например, так называемой «лягушкой», а головные уборы женщин старшего возраста были лишены такой символики.

Головные уборы с шишаком

Когда я это читала, то сразу вспомнила диковинный псковский «шишак» – расшитый жемчугом кокошник с многочисленными шишечками, имитирующими пупырышки на спине у жабы. Эти шишечки символизировали плодородие. Бытовала поговорка: «Сколько шишек – столько детишек».

Пряник по-коми

Исследователи утверждают, что слова, обозначающие продукты питания, могут использоваться как вербальные символы. У меня есть пример, как коми используют слово «пряник» в качестве эвфемизма:

«А вот Таня Прӧник (Пряник) заслужила «сладкое» прозвище самостоятельно, девушка отличилась особой благосклонностью к мужскому населению поселка», - сообщает в своей статье «Кличку надо заслужить» Елена Туркина, выпускница сыктывкарской Школы межэтнической журналистики в 2018 году.

У народов русского севера образ коня символизировал плодородие

В этом случае мы имеем дело с лингвокультурным кодом.

Изборские пряники

А ещё на Русском севере был придуман особый «разгонный» пряник. Подавали его гостям в знак того, что пора закругляться, когда застолье слишком затягивалось.

Следите за яркими новостями Пскова в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах