Ну есть у нас пегас на Рижском, 72/а, а больше и вспомнить нечего, кроме мозаик на торцах отдельных хрущоб.
Плюс новая «фреска» на стене отремонтированного кинотеатра «Смена».
Поэтому неведомые умельцы (похоже, сами не местные) решили немного приукрасить наш город – но так, чтоб заодно усилить его идеологическое воздействие на неподготовленного туриста.
Соответственно, в почтовых ящиках жильцов некоторых домов на Октябрьском проспекте в апреле появились внезапные листовки для голосования – с вот такими картинками:
Одновременно некие молодые люди представили такие же эскизы вниманию экспертов научно-методического совета при Комитете по охране объектов культурного наследия областной администрации.
Встаёт охрана
…По словам членов этого совета, всего в комитете состоялось два заседания по настенной росписи в исторической части Пскова. И оба раза эксперты с негодованием отвергли эскизы анонимных художников-монументалистов (если эти эскизы, и правда, рисовали настоящие художники-монументалисты).
На заседания совета прозвучало:
- что подобная наглядная агитация более уместна на стенах сельского клуба или казармы;
- что лица писателей, поэтов или исторических деятелей на зданиях вообще лучше не изображать. Хотя бы потому, что долговечность таких изображений авторы подобной настенной живописи навряд ли смогут гарантировать. И навряд ли примчатся на «скорой» «лечить» того же Пушкина, когда у него на щеке появится «парша»;
- что на брандмауэрах в историческом центре Пскова можно было бы, максимум, процитировать виды со старинных фотографий – и то в очень сдержанных тонах, а не в таких кричащих;
- что эти граффити вторгаются в охраняемую законом зону исторического поселения, на которую распространяются в том числе цветовые ограничения: согласно постановлению Псковского областного Собрания, там «запрещается использование ярких цветовых решений в отделке зданий».
Каверина и Пушкина с базара принесли
Комментируя один из этих эскизов, появившийся в группе «Защитим исторический Псков», заместитель председателя Псковского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Ирина Голубева, в частности, написала:
«Администрация нашла очередных халтурщиков для воплощения идеи стрит-арта. Показывал этот паренек образцы рисунков на фасадах центра на методсовете комитета по охране наследия в начале апреля…Ни ОДИН ИЗ ПРОЕКТОВ НЕ ПРОШЕЛ, а наоборот, вызвал непринятие (мягко говоря). Те, кто это рисует, скорее всего, не имеют спец. образования – ни художественного, ни монументального».
«Портрет НЕ ПОХОЖ, - добавила она. - И это говорит о квалификации горе-художника. Взят из известных графических источников, но даже срисовать как следует не смогли.
Да где вы видели такого хрестоматийно-глянцевитого, пошлого, базарного Пушкина? Надписи наведены совершенно не читаемые, ненужные. В общем, опять хотят насильно вогнать жителей ул. Пушкина и гостей города в рай по представлению этих мазил…»
«Я не думала, что этот сюжет будет иметь продолжение после пояснений специалистов этому пареньку».
…Рассказывают, что некоторые эксперты во время обсуждения этих эскизных проектов на заседании научно-методического совета настолько разъярились, пытаясь объяснить автору презентации, почему в историческом центре Пскова такие художества немыслимы, что, натолкнувшись на непонимание противоположной стороны, просто вставали и уходили с заседания, громко хлопая дверью.
Голосуй или проиграешь
Однако придумщики из «Команды-2018» не посчитали, что разговор про муралы окончен.
Комментируя ситуацию корреспонденту «МК в Пскове», начальник Управления общественных проектов и молодёжной политики администрации Псковской области Наталья Плявинская сказала, что формально эти граффити не обязательно согласовывать с комитетом охраны объектов культурного наследия, ведь выбранные для них дома – не памятники.
Но потом оговорилась, что, конечно же, управление постарается их согласовать и с городской архитектурой, и органами охраны, раз уж речь идёт об историческом центре Пскова.
Рассказать мне, кто автор этих проектов, а также на какие деньги и к какому сроку они будут осуществлены, Наталья Плявинская пообещала позже, но в назначенный день оказалась слишком занята и потом тоже.
Она и её секретарь заверили меня, что вся необходимая информация и так будет предоставлена в СМИ – после всех согласований.
Всего же важнее, уточнила Наталья Германовна, согласовать эти граффити с жильцами домов. Для этого будет сделан обход квартир, пообещала она, причём до 10 июня, так как авторы проекта надеялись успеть приукрасить к Международным Ганзейским дням хотя бы два дома - №№ 14 и 26 на Октябрьском проспекте.
На одном, стало быть, нарисовать Пушкина, на другом – Каверина.
В управляющей организации «Микрорайон № 5» на улице Гоголя мне подтвердили, что по почтовым ящикам этих двух домов в апреле были разбросаны листовки с эскизами граффити и просьбой принести их в домоуправление для голосования.
В итоге «две трети» жильцов якобы высказались «за» муралы, что и было отражено в протоколах, которые я не успела увидеть, так как чиновники областной администрации забрали их из домоуправления чуть раньше, чем я туда пришла.
Сотрудники домоуправления, кстати, обратили моё внимание на то, что в первоначальном варианте граффити с Пушкиным неизвестный художник неумело скопировал не только хрестоматийное изображение, но и цитату из произведений классика.
(А лучше б написал «порочный двор Цецер..»)
Так что жильцы дома № 14 большинством голосов согласовали новый, поправленный, вариант эскиза, на котором Пушкин уже не такой «пошлый» и «базарный», как в первый раз, и нарисован в профиль, как того и хотели комментаторы в «Фейсбуке».
А спросить у ясеня?
Сотрудница управляющей организации, кроме того, не смогла удержаться, чтоб не порадоваться, что эскиз граффити с Александром Невским для дома № 16 на Октябрьском проспекте чиновники областной администрации почему-то пока отозвали сами.
«Уж этот был совсем разляпистый!»
Кроме того, в домоуправлении меня спросили, «куда смотрит главный художник города?» и поделились опасениями за деревья под будущим муралом с Пушкиным.
Ведь в тёплое время года густая листва деревьев будет заслонять этот мурал от взоров публики чуть менее, чем полностью.
О чём авторы этого эскиза наверняка бы задумались прежде всего, если бы жили в Пскове и хоть изредка прогуливались по улице Пушкина, а не разглядывали её на картинках в интернете.
Пока же вместо них об этом задумалась, по словам сотрудников домоуправления, только одна жиличка из дома № 14, у которой окно расположено как раз посреди будущего мурала (в тени тех самых деревьев).
Соответственно, она-то уж точно потрудилась дойти до управляющей компании, чтобы выразить своё «против».
Остальные жильцы дома № 14 на Октябрьском проспекте, с которыми я разговаривала, либо не удосужились проголосовать, либо сказали, что им эскиз понравился и что про деревья они как-то позабыли.
Куда смотрит художник
Главный архитектор Псковской области Евгений Шапкин уклонился от оценки этого и остальных эскизов, а только сказал, что присутствовал на заседании научно-методического совета, который отказался их одобрить.
Как и сотрудники домоуправления, он считает, что «основное слово должно быть за главным художником города».
Евгений Шапкин также рассчитывает, что будет «заключительный совет» по этим муралам, куда, как он надеется, его опять пригласят (только непонятно зачем, если его собственное слово ничего не значит).
Так что же говорит про муралы на Октябрьском проспекте главный художник Пскова Анатолий Петров?
Он подтвердил, что эскизы ему принесли. Правда, не для согласования, а скорее, для неформального ознакомления. И что они напомнили ему даже не пегаса, а баннер фитнес-клуба с дома № 16 на Рижском проспекте.
«Пегас в новостройке и то лучше сделан», – заметил Анатолий Семёнович. «Я сказал: ребята, надо найти другое решение!»
- Какие «ребята»? – попробовала уточнить я.
- А это вы в областной администрации выясняйте. Это же оттуда продвигают.
«Посмотрите, как расписан кинотеатр «Смена», – добавил главный художник города. – Там роспись, действительно, украшает стену, а не портит. А тут как будто баннер расписали и хотят прикрепить к стене…Вы видели, какой у них огромный Александр Невский?
- Я больше от Пушкина прибалдела, какой он сладенький…
- Пушкин помолодел (ха-ха)...
По словам Анатолия Петрова, это «какой-то соцреализм», который никак не вяжется со сложившейся в центре Пскова архитектурной средой.
Нельзя малевать на стенах такие реалистичные картинки, считает он. Надо искать художественный приём, который бы вписывался, подбирать цветовую гамму, чтобы «не вылезало».
И конечно, как следует подготовить стену к такой росписи, а также заранее подумать о том, кто за ней будет ухаживать, когда расписанная штукатурка начнёт от этой стены отваливаться.
«Тут много нюансов».
Я заодно спросила Анатолий Петрова, как ему понравилась женщина на здании телеграфа, которую, надо полагать, те же авторы начнут навязывать псковичам сразу после Пушкина с Кавериным.
«Её там быть не должно, - категорически заявил главный художник города. - Потому что напротив неё что мы видим? Правильно, церковь. А как они будут сочетаться? У нас ведь главное – церковь, сейчас она доминанта. А здание телеграфа пока не выпирает. Потому что нет этого крика. А вот если он появится…»
«К тому же с другой стороны этого здания орден. И если там что-то делать, то надо в одном ключе решать, чтобы не было разных стилистических направлений».
Одним словом, если эти брандмауэрные панно, как их называет Анатолий Петров, в центре Пскова всё-таки будут нарисованы, то «в восторге от них мало кто окажется», уверен главный художник города.
Но он почему-то тоже не считает себя уполномоченным накладывать вето на подобные проекты. И даже рассердился, когда я спросила, собирается ли он эти брандмауэрные панно согласовывать.
«У нас же есть Союз художников, есть градостроительный совет, где такие вещи должны рассматриваться!» (Насчёт градостроительного совета – это Анатолий Семёнович явно погорячился).
«По-хорошему», начал объяснять мне Анатолий Петров, авторы этого проекта обязаны сделать не только эскизы, но и макеты зданий со своими брандмауэрными панно, и устроить их презентацию для широкой общественности, чтобы показать, как они будут выглядеть не только в дневное, но и в ночное время.
А лучше всего, если бы они потренировались на кошках попробовали для начала расписать какой-нибудь дом в новостройках. Чтобы мы могли посмотреть, что они нам «намалюют» и решить, можно их подпускать к историческому центру города или нельзя.
Всё ненужным сразу стало
Автор самого известного, а может, и единственного в Пскове мурала – того самого пегаса на Рижском проспекте, а также настенной росписи кинотеатра «Смена», псковский художник Игорь Черкасов вот как прокомментировал мне весёлые картинки «Команды 2018»:
«Про эти проекты могу сказать только, что они слишком рекламные».
«Вообще реклама – это не обязательно просто предложение товаров или услуг. Это прежде всего высокая степень информационной навязчивости. Это когда нарисовано, потом объяснено поверх ещё текстом и потом ещё подкреплено параллельно раскручиваемым брендом».
«Искусство же никогда не стремиться залезть человеку в мозг и там поселиться вместе со своими «людьми, *****ми и лошадьми». Искусство привлекательно само по себе. Иногда загадочно, иногда парадоксально, порой провокативно», - объяснил Игорь.
«Эти же плакатные сюжеты навязчивы, как продавцы дешевых товаров, которые ходят по квартирам в поисках наивных пенсионеров. Они достаточно агрессивны по тональности и совершенно не гармоничны фасадам исторического центра, выдержанным в спокойных тонах».
«Это всё равно, что вставить в оперу «Евгений Онегин» для «искромётности» тексты Стаса Михайлова, типа: «Без тебя, без тебя, всё ненужным сразу стало без тебя…»
Ольга Миронович.