На поражение
Зовут эту пенсионерку Лииви Анцевна Покровская. Это та самая знаменитая ткачиха, которая вместе со своим мужем Александром Владимировичем возродила в XXI веке на изборской земле почти забытый народный промысел. Да не просто возродила, а превратила в высокое искусство.
Нет, её тоже никто не «вовлекает» в подготовку предстоящих Международных Ганзейских дней в Пскове. Она сама.
Она вместе с подругами целый «модный дом» к псковской Ганзе создала, надеясь помочь организаторам предстоящих грандиозных празднеств поразить заморских гостей в самое сердце.
Только не крылатыми ракетами с ядерными боеголовками, а уникальными изделиями ручной работы от псковских народных умельцев.
Ну как «народных». Вообще-то Александр Владимирович Покровский происходит из князей (Мансыревых).
Так ведь и сам Изборск не простая деревня и не только родина российской государственности. По мнению некоторых историков, именно в Изборске был заключён эпохальный Нибуров мир, который положил конец войне за рынки сбыта и впервые юридически оформил торговые связи новгородцев и псковичей с ганзейцами.
А это значит, что гостям псковской Ганзы в следующем году ну никак нельзя будет не посетить Изборск, рассудили Покровские.
И начали загодя готовиться к этой встрече, по собственном опыту зная, что те же немецкие туристы как никто падки на изделия народных промыслов и всегда приходят в неописуемый восторг от произведений искусства Лииви Анцевны и Александра Владимировича.
Вот бы, мол, и во время псковских Ганзейских дней сразить их этими произведениями наповал.
Но как это устроить?
Пока всё дома
У Покровских два сарая ломятся от всякого рода ткачества. Но не в сараях же они будут принимать высоких ганзейских гостей.
По справедливости, изборским властям уже давно следовало бы построить для Покровских отдельный выставочный зал с оборудованными помещениями для мастер-классов.
Но Лииви Анцевна так высоко не замахивается. По её словам, ей будет достаточно небольшого павильона на автостоянке при въезде в деревню – «немного побольше сарая». Чтобы просто разложить, развесить как следует всё, что она уже на весь мир наткала.
По её замыслу, в Изборске к Ганзейским дням следовало бы построить как минимум три таких ремесленных «дома» - ткацкий, кузнечный и гончарный. И назвать это всё «изборской слободой».
«Да пускай даже «псковской» - мне не жалко!»
И вот тогда жителям Псковской области будет что показать заграничным гостям, кроме китайского ширпотреба и резиновых сапог, уверяет Лииви Покровская. Всего в двадцати километрах от Пскова, вдали от праздничной толчеи иностранные туристы смогли бы увидеть подлинное современное народное искусство России.
Потому что на традиционной городской ярмарке за столиками или даже в палатках оно уже не помещается. Его между лохотронщиками с их непременным аттракционом «лопни шарик» не разглядишь.
Ему надо создавать условия.
Сувенир, сувенир… Какой сувенир?
Иначе псковичи так и будут разводить руками, когда приезжие у них спрашивают: «Что есть уникальный псковский сувенир? Где его купить?» А туристы так и будут увозить из Пскова китайские магнитики, воображая, что у нас руки не из того места растут.
Будто бы не в Псковской области, а неизвестно где живёт знаменитый на всю Россию гончар Юрий Пересада, который экспериментирует с новейшими технологиями в лучших народных традициях.
Будто бы порховичи (тоже ганзейцы, между прочим) не изобрели заново искусство плетения из болотных трав, которому нет аналогов во всём мире.
И будто бы никогда не было в Пскове кузнеца Евгения Вагина с его идеями как перековать скобы в скрепы, чтобы слово «скобарь» засияло заново, а не служило синонимом словосочетанию «грубый, невоспитанный человек».
И будто бы не существует в Изборске ткачества с большой буквы Т, как можно подумать после посещения изборских музеев.
Как известно, Ганза Нового времени со многими древними европейскими городами сотворила чудо. Вот и в Пскове, а также вокруг него от одного этого слова начались тектонические сдвиги. Творческие люди поверили, что у них наконец-то появилась возможность развернуться и громко заявить о себе, а также получить от власти долгожданные преференции.
Были б псковские ганзейские менеджеры были настроены на правильную волну, они б эти вибрации давно уловили и вместо того, чтобы планировать на 2019 год «некое оперное действо» за мульоны рублей, давно б уже придумали, как приспособить динамо к этой бесплатной энергии, которая отовсюду так и прёт, так и прёт.
Вам надо – вы и возрождайте!
Взять к примеру изборянку Лииви Анцевну Покровскую. В начале нулевых она вышла на пенсию и возвратилась из Санкт-Петербурга, где много лет заведовала сначала лабораторией в санитарно-гигиеническом медицинском институте, потом лабораторией при институте усовершенствования врачей, в родной Изборск, не помышляя ни о каком ткачестве.
Более того, когда в местном доме культуре ей, физиологу по образованию, предложили возрождать народные промыслы, она возмутилась: «Вам надо – вы и возрождайте!»
Но Изборск взял своё. Прошло совсем немного времени, и вот уже они с Александром Владимировичем Покровским, благо он по образованию инженер и всю жизнь проработал в институте авиационного приборостроения, собрали из найденных в сарае деревяшек и верёвок настоящий ткацкий станок.
И началось.
На 70-летие Митрополита Псковского и Великолукского Евсевия Лииви Анцевна, например, придумала подарить ему 70 сотканных ею собственноручно поясов. Чтобы он мог потом раздавать их выпускникам духовного училища как символ (пояс – он ведь в народной традиции служил не только оберегом, но и напоминанием о необходимости самоограничения – отсюда слово «распоясаться»).
Владыка пояса получил, но распорядился ими как-то по-своему. Может, ещё лучше, чем задумали Покровские.
А тем временем сотканные Лииви Анцевной узорчатые дорожки, салфетки, коврики и пояса стали украшением любой региональной выставки народных промыслов, а она сама – новой легендой древнего Изборска.
Ведь теперь там с подачи Покровских, действительно, возрождается народное искусство. Потому что одна из их учениц два года назад начала вести в школе занятия по ткачеству, а Лииви Анцевна с Александром Владимировичем ей для этого ещё несколько станков из раскиданных по изборским сараям «деревяшек с верёвками» собрали.
Впрочем, сама Лииви Анцевна до сих пор ни в какую не хочет ничего «возрождать». По её словам, всё что она делает, она делает не из каких-то там высоких побуждений, а исключительно ради своей бабушки.
«Потому что моей бабушке, будь она жива, было бы всё равно, знаю я антиоксидантную систему или не знаю. (Я десять лет этой системой у себя в лаборатории занималась и по одному только анализу вашей крови могла определить, какая работа вам лучше подойдёт.) А ей было важно, умею ли я сажать картошку и владею ли каким-нибудь ремеслом».
А я остаюся с тобою, родная моя сторона
Лииви Анцевна, как вы уже догадались, наполовину эстонка, в чём её и упрекают, когда она пытается отстаивать в Изборске права коренных жителей на неприкосновенность кладбища, на бережное обращение музея с наследием изборского наивного художника Мельникова, на возможность бесплатно посещать всеобщее национальное достояние Изборскую крепость.
Её отца прислали незадолго до Второй Мировой войны в Изборск из Таллина, чтобы он возглавил волостную администрацию тогда молодой Эстонской республики.
Когда Лииви было всего три года, её родители оставили её на попечение бабушки, а сами уехали, как они думали, ненадолго.
Оказалось, навсегда.
Бабушка на всякий случай внушала внучке, что её мама умерла. Первое письмо от мамы Лииви получила в 1956-м, когда ей исполнилось 15 лет. А встретиться с ней ей удалось и того позже – через четыре года на выставке в Москве.
Мама Лииви к тому времени уже жила в Лондоне и настоятельно звала дочь переезжать к ней. Но даже просто навестить маму за границей Лииви разрешили только на пятом курсе университета.
И только после того, как её мать сходила на личный приём к королеве Великобритании, чтобы та попросила руководство СССР отпустить изборскую девушку на побывку к английской родне.
Реакция на просьбу королевы была такая. Сперва Лииви на два года вообще запретили подавать заявку на выезд за границу. А потом у неё дома на столе она до сих пор не понимает каким чудом появился советский паспорт.
И ей наконец-то позволили за полгода до защиты диплома свидеться с мамой (видимо, расчёт был на то, что без пяти минут дипломированный физиолог ни за что не захочет отказываться от высшего образования).
Для этого всем одногруппникам Лииви и руководителю научно-исследовательской лаборатории, где она со второго курса работала, Николаю Николаевичу Бенуа («из настоящих Бенуа») пришлось письменно поручиться, что через месяц она вернётся назад в СССР.
Но мама очень не хотела отпускать Ливочку через месяц и стала просить чиновников советского посольства, чтобы они позволили её дочке задержаться в Лондоне до весны.
Посольские категорически отказывались. Но тут в Великобританию прибыл председатель Совета министров СССР Косыгин, и английские организаторы переговоров позвали Лиивину маму ему переводить (она как раз работала переводчиком для промышленников). Мама и говорит работниками советского посольства в Лондоне: «Я завтра Косыгина сама обо всём попрошу».
Они так перепугались, что мигом разрешили советской дочери побыть у капиталистической мамы ещё месяцок.
Но когда Лииви вернулась на родину, то узнала, что Николая Николаевича Бенуа («из настоящих Бенуа») с работы всё-таки сняли и перевели в ассистенты кафедры. Да так потом и не восстановили в должности.
Однако с тех пор Лииви Покровской удалось побывать в Лондоне неоднократно. Но пока СССР не развалился, каждый раз ради того, чтобы отпустить её к маме в гости, собиралась целая комиссия и выясняла, советский она человек или не очень, можно её за границу выпускать или лучше не надо.
Например, в один год её не выпустили, потому что она не смогла назвать цвета флага Уганды. Какой-то товарищ заявил, что с таким невежеством она будет только позорить в Лондоне советскую молодёжь.
И всё равно Лииви Анцевна ни разу не пожалела, что не осталась в Англии навсегда, хотя её мама очень этого хотела и всё для этого делала. И не только мама.
В 1968 году Лииви приехала в Лондон ровно в тот день, когда советские танки вторглись в Чехословакию. Тут уже даже её английский отчим не выдержал: «Ну теперь-то уж оставайся. Как можно возвращаться в эту страну?!»
А Лииви опять вернулась: «Я бы там всё равно не смогла. Там всё чужое, всё не моё». Она после этих поездок в Лондон, может, ещё больше хотела назад к своей изборской бабушке.
Спасибо королеве.
Они этого достойны
Кстати, Александру Владимировичу Покровскому в своё время сказали: «Отрекись от жены, тогда мы тебя в партию примем». Мол, сделаешь карьеру. Он, разумеется, и не подумал.
Теперь утверждает, что его карьере это нисколько не помешало. Ну не стал он самым большим начальником в том самом институте, на том самом факультете, где отец бывшего псковского губернатора Андрея Турчака подвизался.
И что с того.
Лииви Анцевна, допустим, дослужилась до заведующей научно-исследовательской лаборатории мединститута, где проработала тридцать лет и три года, но в начале 90-х сама оттуда уволилась, когда ей сказали, что наука должна сама себя обеспечивать.
Ей предложили подписать документ об отсутствии вредных выбросов с одного ленинградского предприятия взамен на годовое финансирование её лаборатории - она написала заявление по собственному желанию.
И ушла в другую лабораторию заниматься той самой антиоксидантной системой.
…Чтоб потом с такой же самоотдачей заняться ткачеством.
А знаете, чем эти двое прекрасных людей на самом деле всю жизнь занимаются, кроме того, что оправдывают своё существование перед бабушками, одна из которых была княжной, а другая – изборской крестьянкой и мастерицей на все руки?
Сейчас узнаете.
Я спросила у Лииви Анцевны, в чём секрет их такого долгого и счастливого с Александром Владимировичем брака.
«Для меня очень важно, чтобы было за что человека уважать, - объяснила она. - А Александра Владимировича есть за что. Он порядочный и честный. За это можно полюбить. А когда возникает такое чувство, хочется быть достойной объекта своей любви. Я много лет посвятила тому, чтобы чувствовать себя достойной. Мне всё казалось, что я недостойна.
…Ну понимаете… Не придёшь же с улицы и не скажешь: «А я ничего». Надо доказать, что я умею работать, что я хорошая. Поэтому всё, что я в жизни делала и делаю, я делала и делаю отчасти для этого человека».
«Лебедь белая» и «Ночной зефир»
Может, Покровские так и ткали бы до сих пор свои диковинные половички, но случай вывел их творчество на новый уровень.
Одна школьница из соседней деревни привела на занятия по ткачеству свою маму – Юлию Белоусову. А та в свою очередь попросила у Лииви Анцевны разрешения показать её сарай с ткаными сокровищами своей маме - Ирине Сергеевне Белоусовой.
А уже Ирина Сергеевна, как увидела холсты, так сразу же сказала, что из них надо шить одежду.
А поскольку она сама мастерица хоть куда (и дизайнер, и художник, и преподаватель по интернету всяческих искусств), да к тому же изучила фактуру тканого холста как никто, то одежды у неё получаются царские.
Лииви Анцевне больше всего нравится, что Ирина не стала, как некоторые другие дизайнеры одежды, кромсать её холсты, чтобы использовать их в качестве обработанных оверлоком вставок, откровенно говоря, заплаток в костюмах под старину.
Она обращается с творчеством Покровских максимально бережно и как будто подгоняет свои выкройки под реальные размеры тканой материи, а также всегда вручную обрабатывает все швы, не говоря уж об отделке.
Получается что-то невероятное: и в пир, и в мир, и в добрые люди.
Примерно раз в две недели Белоусовы являются к Покровским за новыми холстами – и всегда в новых тканых нарядах.
И пока они в этих нарядах в тёплое время года по дороге из Дубника в Изборск идут, все прохожие головы сворачивают, а один велосипедист чуть в дерево не врезался.
Этих нарядов в обоих домах накопилось уже столько, что можно три модных показа устроить, а то и больше. Причём, организовывать эти модные показы есть кому, уже проверено на прошлогоднем псковском фестивале этномоды. Белоусовы – они ж сами себе и режиссёры, и музыканты, и кинооператоры.
У них и группа есть специальная «ВКонтакте» - «Тканые одежды. Авторская одежда для взрослых и детей из материй ручного ткачества», и канал в YouTube с презентационными роликами к восхитительным платьям со столь же восхитительными названиями («Лебедь белая», «Ночной зефир», «Чайка»…).
Власть в ней души не чает?
Проблема только в том, что новому изборскому модному дому негде свои показы проводить. И даже негде показать свои наряды просто на вешалках. Ведь на выставки и конкурсы наших мастериц приглашают редко (я имею в виду на бесплатные).
Так что у Лииви Анцевны её сокровища хранятся в двух пристроенных к дому сараях. А у Белоусовых – в шкафах и сундуках.
А сил и творческих задумок у них столько, что они б могли к Ганзе всех псковских мастеров и мастериц в свои тканые одежды нарядить. И все три ганзейских дня радовать заморских гостей шикарными модными показами. Причём бесплатно.
Что для этого нужно? Лииви Покровская, обладательница, между прочим, титула «Душа земли Псковской» уже даже к новому врио губернатора на личный приём собралась.
Надеется, что хоть он заметит, что в Изборске есть ткачество, и велит кому надо сделать так, чтоб изборские и не только изборские мастера и мастерицы были на Международных Ганзейских днях 2019 года представлены в лучшем виде.
Можно и вместо «некоего оперного действа». Потому что навряд ли зарубежные ганзейцы приедут в Псков оперу слушать. Они наверняка рассчитывают увидеть на псковской земле что-то особенное - чего больше нигде нет.
Неужели мы будем удивлять их резиновыми сапогами и майками с Путиным?
И продолжать сокрушаться, что от всего псковского народного костюма уцелел только «шишак» из коллекции Плюшкина – да и тот носили вообще-то не псковички, а модницы Торопецкого уезда, пока он входил в Псковскую губернию.
В то время, как подлинный рукотворный псковский народный костюм вполне себе живёт и здравствует. Стараниями таких настоящих псковичей, как Покровские и Белоусовы.
Ольга Миронович.