Негоже обезьяне рядиться крокодилом
Новый инвестиционный проект Яна Лузина - «Многофункциональный центр обслуживания туристов на земельном участке, расположенном по адресу: г. Псков, ул. Яна Райниса, 2» в зоне регулирования застройки Мирожского монастыря ведущим псковским архитекторам категорически не понравился.
Напрасна Олеся Булыненкова из архитектурного бюро «А.В. Студио» объясняла, что этому проекту и вписываться-то не во что: вместо исторической среды вокруг, мол, только разнокалиберная частная застройка.
А новое здание площадью почти 9 тысяч квадратных метров, по крайней мере, напоминает эркерами башни Псковского кремля.
Какую-какую именно башню Псковского кремля архитектор «процитировала»? – уточнили члены научно-методического совета. Ах, Смердью! Ну так эта башня, как известно, сама никакого отношения к исторической псковской архитектуре не имеет и возникла в Псковском кремле из-за некомпетентности реставраторов XIX века.
Предполагается, что новое здание объединит под своей крышей гостиницу, рестораны, офисы по обслуживанию туристов, сувенирные магазины и представительства турфирм.
Члены научно-методического совета, во-первых, засомневались, что псковские турфирмы захотят конкурировать друг с дружкой на одной территории, а во-вторых, начали с настойчивостью допытываться, сколько именно процентов полезной площади будет отведено под гостиницу, а сколько – под магазины.
Оказалось, что этого пока никто не знает. Предполагается «свободная» внутренняя планировка здания, которую потом будут «корректировать» под конкретных арендаторов или собственников.
Форма «бублик» с открытым внутренним пространством, которое инвестор планирует использовать под ярмарки, выставки и концерты, именитых псковских архитекторов тоже не впечатлила.
Объяснение Олеси, что фасады проектировались с тем умыслом, чтобы новая архитектура была «понятна и приятна», например, для немцев, которые всё чаще и чаще приезжают в Псков, им показалось нелепым.
Навряд ли немцы, шотландцы и эфиопы поедут в Псков за кусочком Германии, Шотландии или Эфиопии, заметил архитектор Владимир Васильев.
«Мы упускаем шанс создать действительно уникальное здание в псковском стиле», - сказал он, подчёркивая, что для этого совсем не обязательно городить в историческом центре новые белокаменные палаты или непременно проектировать новостройки с каменным низом и деревянным верхом, а потом ещё и заселять бородатыми мужиками в зипунах.
Дескать, это уж зависит от таланта архитектора – как он сумеет исхитриться вписаться в историческую среду.
Станислав Битный вообще не усмотрел в проекте Олеси «увязки» ни с исторической псковской, ни с современной западной архитектурой.
А Владимир Шуляковский предложил собравшимся мысленно накрыть «бублик» Лузина крышкой: «По-моему, получится шикарный гипермаркет. Мне почему-то кажется, что это и есть замаскированная идея строительства в Пскове очередного гипермаркета».
Тем более, что такие прецеденты уже были, когда проектировали аквапарк, а получился торговый центр, напомнил Владимир Николаевич, явно намекая на «Акваполис» того же Яна Лузина.
Так что главная претензия большинства членов научно-методического совета к проекту «Многофункционального центра» на Яна Райниса – «аморфность»: непонятно, что на самом деле Ян Лузин собрался строить. Вот поэтому-то у автора проекта и получилась, по выражению Владимира Шуляковского, «то ли обезьяна в одежде крокодила, то ли курица в шубе кролика».
Соответственно, «бублик» Лузина одобрения пока не получил. Автору проекта придётся его дорабатывать, но Олеся Владимировна не унывает.
«Вы бы знали, какой это по счёту проект. Может, 18-й или даже 20-й, - разоткровенничалась она после заседания. – Чтобы добиться одобрения Лузина, мне их столько пришлось сделать...»
Трансформаторная будка три звезды?
Дом № 4А в Музейном переулке Пскова был трансформаторной будкой, а теперь ему предстоит вписаться в будущий «Музейный квартал» и соседствовать с «особо ценным» объектом Всемирного наследия, если сессия ЮНЕСКО в следующем году признает Поганкины палаты, а вместе с ними и другие памятники «Большого Пскова» достойными этого международного статуса.
Заместитель председателя Госкомитета по охране объектов культурного наследия Надежда Волова не скрывала своей досады, что власти в своё время позволили приватизировать «это уродство», из-за чего его теперь нельзя снести, чтобы разбить на его месте клумбу. «Так что перед автором проекта приспособления стояла задача сделать шедевр!» - анонсировала она обсуждение проекта.
- Ну извините, коллеги, - начала шутливо оправдываться архитектор Галина Тютюнникова.
И коллеги вошли в её положение: «Жаль, королевство маловато: развернуться негде».
Действительно, габариты будки в Музейном – всего 6,8 метра на 5,4. Но Галина Владимировна ухитрилась сделать из одноэтажного здания двухэтажный гостевой дом: за счёт увеличения высоты всего на один метр.
- А кто вам сказал, что можно увеличить высоту даже на метр? – возмутилась Надежда Волова. Здание-то находится в границах охранной зоны, и менять его габариты ни в ширину, ни в высоту закон категорически не позволяет.
«Лучше уж в землю вройтесь», - посоветовал кто-то Галине Тютюнниковой.
«Получилось симпатичное современное здание, но не отсюда», - сказал архитектор Владимир Васильев и добавил, что проблему высоты здания можно решить двумя способами.
Первый: «наступить на горло собственной песне» и уложиться в заданные параметры. Второй: «науськивать заказчика, чтобы добился изменения границ охраны памятника».
Сам Владимир Васильев считает, что надо соблюдать закон. Иначе, мол, «каждый уважающий и неуважающий себя архитектор» потом начнёт бегать в госкомитет по охране объектов культурного наследия «с кольём и дубьём»: «И мне разрешите увеличить высоту!».
У нас ведь как: одному разрешишь повысить здание на метр, другой нарастит лишний этаж…
Вердикт членов научно-методического совета был таким: у Галины Тютюнниковой получилась, конечно, «симпатичная штучка», но аппетиты заказчика придётся поумерить и спроектировать новое здание попроще - со скатной кровлей.
Выйти из сумрака
Проект «многострадального» индивидуального жилого дом № 2 на улице Красногорской члены научно-методического совета условно одобрили только из жалости к его авторам, которые постарались, как сумели, учесть все ранее высказанные замечания. Иначе, как выразился Владимир Васильев, владельцу дома пришлось бы присваивать звание «жертва научно-методического совета».
Дом, как вы поняли, находится в исторической зоне, между прочим, примыкая с одной стороны к кладбищу, а значит, «должен соответствовать исторической застройке». То есть, владелец не может получить разрешения на строительство, пока научно-методический совет не даст отмашку. А если потом отклонится от согласованного проекта, будет оштрафован.
Чтобы умилостивить научно-методический совет, проектировщик убрал цоколь, уменьшил окна, «облицевал» боковые части искусственным камнем другого цвета, чтобы фасад с реки не выглядел слишком длинным.
Владимир Васильев предложил утвердить новый вариант с условием, что новосёл прикупит в «Зеленхозе» у Михаила Шараева и посадит напротив боковин дома «две, три туйки», которые ещё больше замаскируют неаутентично вытянутый фасад.
- А разве туи - это типично псковское дерево? – пошутил кто-то из его коллег.
Оказалось, что Владимира Васильева больше тревожат непомерно большие эркеры. По его словам, все мало-мальски образованные архитекторы знают, как опасно проектировать слишком большие окна, ориентированные на Запад и Юго-Запад.
И обратился напрямую к будущему новосёлу, владельцу участка на Красногорской: готов ли он потом всю оставшуюся жизнь прятаться от солнца за плотными шторами вместо того, чтобы любоваться панорамным видом реки.
Знали бы вы, ответствовал тот, какая темень в доме № 52 на Рижском: у него, мол, ребёнок из-за этого беспрестанно болел.
Архитектор Андрей Лебедев к тому же раскритиковал проект за одинаковые окна на первом и втором этаже. Это, по его словам, уже «элементы типовой застройки», которые ни в одном «нормальном» индивидуальном жилом доме не используются.
«Ну если вы не боитесь такого вольного обращения с морфотипом…» - тогда, конечно, согласовывайте, сказал он коллегам.
Архитектор Владимир Шуляковский на это пошутил, что в проекте отражён «морфотип» исторической застройки Пскова времён «лихих 90-х», но ему тут же строго указали, что «исторической» считается только застройка старше 40 лет.
В конце концов владелец чуть ли не взмолился, уговаривая членов научно-методического совета разрешить ему заложить фундамент нового дома «до холодов». Тогда они пообещали согласовать проект без созыва нового заседания – в формате рабочей группы. Хоть завтра, но как только проектировщик «доработает» эркеры.
«Алфавиту» придётся начинать с азов
Появление на заседании инвесторов из Великих Лук стало неожиданностью даже для самих членов научно-методического совета, тем более, что в повестке ничего великолукского не было. Оказывается, по закону, который вступил в силу с 1 января, Великие Луки – это теперь «историческое поселение», застройка которого отныне будет строго регламентироваться.
Вот почему владельцам великолукского медицинского центра «Вита», которые решили построить себе в историческом центре Великих Лук ещё одно административное здание под названием «Альфа», пришлось ехать за разрешением в Псков.
Послушав, как бурно члены научно-методического совета обсуждали предыдущие проекты, докладчик Павел Медведев осторожно начал с того, что пожаловался на отсутствие в центре Великих Лук какой-либо исторической застройки, которая могла бы повлиять на его проект.
И бодро представил вниманию собравшихся, как он объяснил, современное офисное здание, нарочито создающее в глубине двора на Октябрьском проспекте в Великих Луках новый визуальный акцент.
Архитектор Владимир Васильев сказал на это, что ему нравится только название будущего офисного центра – «Вита» в пандан к уже существующей «Альфе»: народ сможет называть всё это вместе «алфавитом».
А что касается архитектурного решения, то, по словам Владимира Ивановича, такое ощущение, что это купленный на торгах по дешёвке типовой проект административного центра какого-то автопредприятия.
Уж лучше б, мол, вы его увязали хотя бы с псевдосталинской архитектурой своей «Виты». И можно даже не ограничиваться в высоте, но обязательно сделать скатную крышу, как у всех исторических зданий вокруг, хоть некоторые из них и убиты сайдинговой обшивкой.
Надежда Волова в свою очередь посетовала, что до сих пор районные центры не считали своим долгом советоваться с Псковом, как им застраивать свои исторические центры.
По её словам, таким совсем маленьким и бедным городкам, как Себеж, ещё повезло. Они смогли сохранить своё историческое своеобразие. Великие Луки, к сожалению, оказались побогаче и поэтому представляют теперь из себя «печальное зрелище».
«Не хотелось бы, чтобы подобные этому объекты в Великих Луках появлялись и впредь, - резюмировала Надежда Ивановна. - С 1 января 2017 года такого быть не должно!»
Напрасно проектировщик, явно не знакомый с псковскими градостроительными холиварами, приводил членам научно-методического совета в пример новостройки Праги и Кракова с его сплошь застеклённым современным вокзалом, в котором, мол, отражается вся красота окружающей исторической архитектуры старинного города.
«В вашем зеркале нечему отражаться», - оборвали его. И отправили великолучан учиться застраивать свой город так, чтобы его, и правда, не стыдно было сравнивать с Краковым.