Не нужен им берег Лазурный
А между прочим, пока Россия ломалась, выдавать Анвару вид на жительство или не выдавать, им заинтересовалась Франция.
Уже на второй день после подмосковного сырного фестиваля Анвару позвонили из посольства Франции в России и пригласили к себе на сырный «мундиаль».
А ещё предложили прислать в Псковскую область настоящего французского сыродела на пенсии, чтобы тот две недели забесплатно учил «гостеприимную сыроварню» «Бебешкино» варить традиционные французские сыры. Надо, мол, только оплатить ему дорогу туда-обратно и проживание. Ну и символические 250 евро – в фонд французской гильдии сыроваров.
Московская область тоже имеет на нашего Анвара виды. Заманивает его к себе на ПМЖ грантом в 18 миллионов рублей на первоочередные нужды, как сманила прямо на фестивале «Три года санкциям» сразу четырёх других сыроваров из российской глубинки.
Ну потому что подмосковный губернатор там у себя сельское хозяйство поднимает, а не борщевик.
Анвар сопротивляется. Пока. Говорит, что у него в псковской деревне Бебешкино скоро свой Прованс будет.
И что создатель «Русского пармезана» Олег Сирота обещал вот-вот прислать на имя губернатора Андрея Турчака благодарность за бебешкинские сыры и даже собирается приехать и вместе с Анваром сходить на личный приём к главе нашего региона, чтобы убедить псковские власти наконец-то поддержать самого знаменитого на Северо-Западе сыровара.
Денег нет, но они держатся
Анвар же на фестивале «Три года санкциям» все три дня стоял фронтменом в первом ряду самых знаменитых российских сыроваров. Про него и его сыры почти все ведущие федеральные СМИ написали или сняли телесюжеты.
Коллеги теперь уговаривают Анвара возглавить северо-западное отделение Союза сыроваров России.
…А между тем на днях к Анвару и его супруге Анне Перовой в очередной раз пришли чуть ли не с вилами наперевес местные молочники – требовали срочно заплатить долги.
Ведь там у него в деревне Паниковичи Печорского района и вокруг неё люди держат больше двадцати коров только в расчёте на Анварову сыроваренную ферму «Бебешкино».
Проблема в том, что эти его сыры с голубой плесенью ещё должны отлежаться в подвале и дозреть, прежде чем Анвар сможет их продать, чтобы рассчитаться с долгами за молоко.
А оборотных средств ему взять неоткуда. Ни один банк им с Анной ссуду не даёт, потому что им нечего предоставить в залог. Земли-то у бебешкинских сыроделов маловато будет, недвижимость никудышная.
Собственно, Анвар с супругой и четырьмя детьми живёт в бывшей казарме погранзаставы, она же бывшая школа-интернат, которой сто лет в обед.
Там из всех щелей дует, печки обвалились, а на дверях до сих пор таблички «комната дежурного» или «спальное помещение».
Земляничные поляны
Они с Анной потому и придумали строить новый дом в новом месте, что это им дешевле выйдет, чем старый ремонтировать.
Землю под новую усадьбу нашли неподалёку - в деревне Бебешкино, которая только числится населённым пунктом, а на самом деле уже двадцать лет как опустела. Настолько опустела, что там уже и фундаментов от бывших домов днём с огнём не найти. Вокруг целина и только линия электропередач напоминает о близости цивилизации.
Зато Бебешкино всего в 900 метрах от федеральной трассы. И к тому же там «тепловой карман»: температура воздуха всегда градуса на три выше, чем в соседних деревнях, потому что туда никакие ветра, кроме южного, не долетают.
То есть, это не деревня, а настоящий курорт. Но Анвару и Анне, у которых ещё совсем недавно было собственное козье стадо на 45 голов, больше всего понравилось название – «Бе-бе-шкино».
Они прикупили себе в Бебешкино 15 соток, выбрали место для будущего дома на самой красивой земляничной поляне и начали строить планы.
Всё остальное им пока построить не на что.
По самым скромным посчётам, в ферму их мечты надо вложить миллионов 20. Как раз столько, сколько таким же, как Анвар и Анна, подмосковным сыроделам выдают в качестве подъёмных.
Джимми, джимми? Ача, ача!
Где такие деньги взять в Псковской области, Анвар пока не придумал. Он пробовал подавать заявку на региональный грант. Ему дали шиш, потому что у него в хозяйстве нет «КРС» – крупного рогатого скота. Только козы. Да и тех Анвар уже успел распихать по друзьям, когда отчаялся выходить себе российское гражданство и подумывал сматывать удочки.
«Да что у нас в Псковской области за Индия такая? – возмущается он. – Почему без священной коровы фермер уже не считается фермером?»
Итак, своих коров у Анвара с Анной нет. От «гостеприимной фермы «Бебешкино» в наличие пока одно название, потому что живут наши сыровары в Паниковичах и занимаются сельхозпроизводством там же – на своей «погранзаставе».
Фантазёры они какие-то, решили в областном управлении сельского хозяйства.
А ничего, что эти «фантазёры» перерабатывают до 600 килограммов молока в день?
«Но грантодатели всё равно сказали, что это неоправданный риск. И вместо меня дали полтора миллиона на картофелекопалку «начинающей» фермерше, которая на самом деле является женой крупного производителя картошки!» - до сих пор обижается Анвар.
Так что у него одна надежда, что губернатор вникнет – и велит там кому надо по-подмосковски выделить «гостеприимной ферме» «Бебешкино» 20 миллионов в качестве гранта.
Грузите сыры вагонами
Тогда всем будет счастье. 25 коров в округе останутся целы, а псковские любители чеддера и рокфора - сыты.
Другие псковские сыровары, бебешкинские братья меньшие или «кастрюлечники», как их называет Анвар, взбодрятся, и кой-кто из них тоже прикупит в Бебешкино землицы в расчёте на тамошнюю будущую сырную «френд-зону» - считай, новый туристский кластер.
За ними и пивовары местные подтянутся, кузнецы, гончары, а также другие ремесленники (один краснодарский краснодеревщик вот хоть завтра готов перебраться в Бебешкино на ПМЖ, раз там такой Прованс намечается – уж очень ему наш климат нравится, уверяют Анвар с Анной).
Анна наконец-то вспомнит про свой диплом профессиональной вышивальщицы и начнёт давать туристам мастер-классы не только по сыроварению…
Может, бебешкинские сыровары и козочек заново себе заведут… Чисто для красоты. Потому что они за наращиванием объёмов производства не гонятся. Им интересно создать вокруг себя туристскую инфраструктуру, которая б сама воспроизводила на селе сытую и весёлую экологически правильную жизнь.
Один сотрудник французского посольства так Анвару с Анной на ярмарке в Подмосковье и сказал: «Ваши сыры пахнут Псковской областью. Я там бывал. Я знаю о чём говорю».
Вот Анвар (даром что наполовину узбек) и задумал сделать так, чтобы в Бебешкино снова был псковский дух и скобарями пахло. Предполагается, что это будет запах примерно, как у Анвара в его сырном подвале. А то и позабористей.
«У нас размах, конечно, не такой как в «Моглино»… - как бы спохватывается Анвар, имея в виду псковскую свободную экономическую зону. – Но ведь ещё неизвестно, кто первей раскрутится».
Позвони мне, позвони
Одна закавыка. Андрей Турчак Анвару Зуфарову так до сих пор и не позвонил. Франция позвонила. Даже Германия позвонила (хотела бебешкинские сыры «вагонами» закупать, пока ей популярно не объяснили, что до «вагонов» там ещё о-очень далеко, если вообще до них дойдёт).
А псковский губернатор не звонит.
Да что там губернатор. Даже «Печорская правда» псковского Олега Сироту в упор не замечает, пожаловался он. Как будто журналисты федеральных каналов своим районным коллегам все уши про него не прожужжали.
Поэтому у него день на день не приходится. Сегодня мы с Анваром исследуем в подвале его «погранзаставы» тамошний «оружейный склад» или «золотую кладовую», где у него дозревают бебешкинский «чеддер» и «рокфор», а также одуванчиковое и даже сиреневое (!) вино.
И он мне рассказывает про свой будущий ю-тюб канал: как они с Анной будут строить своё «Бебешкино» в прямом эфире и объяснять всем желающим, что надо делать, чтобы не просто выжить в деревне, а зажить припеваючи.
…А назавтра он мне звонит: «Всё, мы переезжаем в Подмосковье. Выхода нет. Так и напишите: Псковской области не нужны сыровары».
А вы как думаете, нужны? А, Андрей Анатольевич?