Пёстрый квадрат
Анатолий Васильевич начал с того, что пролил на расстеленный по полу целлофан жидкие краски, а потом сбрызнул эти кляксы водой да вдобавок сдобрил белилами из пластикового ведёрка.
В это время его муза и жена Ирина Жбанова деликатно подсказывала со стороны: «Чёрного многовато!»
А сам Анатолий Васильевич деловито объяснял публике, что в моменты творческих озарений лучше держать все бутылки с красками неплотно закрученными, а может, и вовсе открытыми: «Иначе пока их откроешь, пока обратно закроешь… теряешь энергию».
Когда на целлофане начал вырисовываться пестрый квадрат, художник взял заранее приготовленный плюшевый коврик такого же размера, накрыл им своё художество (ворсом вниз) и хорошенько утрамбовал (ногами, конечно же).
В результате к концу представления у него получилось сразу два новых художественных произведения вместо одного: на целлофане и на коврике.
Если не считать третьей картины, которая родилась между делом и как бы невзначай из пролитых на ватман красок, которые художник ещё какое-то время гонял по «холсту», вращая подрамник («Краски должны плавиться, - приговаривал он. – Чёткая линия уничтожает пространство»).
По словам Анатолия Васильевича, есть что-то рабское в слепом подражании природе, художник, срисовывающий натуру, слишком несвободен. То ли дело художественное направление «путаный разум»: оно раскрепощает творца и позволяет ему сколько угодно экспериментировать, докапываясь до глубинных смыслов.
В том-то и смысл искусства, в том-то и «кайф», поучал Анатолий Васильевич начинающих, - чтобы экспериментировать.
ОДН и другие артефакты
Объясняя собравшимся (в основном это были учащиеся и студенты творческих подразделений ПсковГУ), как надо правильно класть… лить… размазывать по «холсту» краски, чтобы они действительно заиграли, а картина потом не казалась плоской и вызывала сложные ассоциации благодаря многослойным текстурам, Анатолий Жбанов пригласил желающих из публики немедленно последовать своему примеру.
Поработать вместе с маэстро в технике «путаного разума» вызвалась учащаяся архитектурно-строительного отделения Колледжа ПсковГУ Карина Николаева.
Она потом сказала, что за время мастер-класса успела подзарядиться фирменной жбановской энергетикой, и конечно, словила кайф, как Анатолий Васильевич её и напутствовал.
Вдохновлённые Кариной Николаевой и Анатолием Жбановым остальные участники творческой встречи в конце концов тоже разохотились до хаоса в искусстве и попытались прихватить с собой частичку «путаного разума».
Например, одна дама нашарила у себя в сумочке квитанцию по квартплате и за неимением ничего лучшего, начала прикладывать её к жбановскому пёстрому квадрату, чтоб получить собственный отпечаток с ещё не просохшего шедевра.
Казалось, ещё немного, и в ход пойдут паспорта собравшихся (тем более, что сам Жбанов употребил для этой выставки и свою трудовую книжку, и даже свой профсоюзный билет, которые теперь вмонтированы в одну из выставленных картин), но художник вовремя завершил «практическое занятие» и переключился на теоретическую часть.
Хаос, но не в голове
Как только выяснилось, что он готов объяснить любопытствующим чуть ли не каждую свою картину, молодые люди мигом «отклеились» от созданных на их глазах произведений искусства, и начали ходить за Анатолием Васильевичем по пятам.
В результате они узнали, что, например, его «Красная корова» не просто домашнее животное, а символ России, «которую доят кто ни попадя».
И почему портрет соотечественника «кисти» Анатолия Жбанова представляет собой зеркало с прибитыми к нему соской и стопкой.
И зачем Жбанов приклеивает к своим картинам столько зеркал, в которых некоторые посетители музея изо всех сил стараются не отражаться.
Тем временем архитектор-реставратор Сергей Михайлов успел дать параллельный мастер-класс, пока делал у себя в блокноте наброски с наиболее впечатливших его полотен Жбанова.
Под одним из этих набросков Анатолий Жбанов даже оставил подражателю свой автограф.
…Завершая свою лекцию о хаосе в искусстве, Анатолий Жбанов велел молодым людям, прежде чем они возьмутся за кисть или даже начнут поливать красками лист целлофана, хорошенько пораскинуть мозгами.
Единственная заповедь одного из самых больших псковских художников звучит так: «Думать надо!»