Открывая его, руководитель Центра поддержки экспорта Псковской области Светлана Ярлыковская рассказала, как на похожем мероприятии в Санкт-Петербурге наши соседи неосторожно похвалились своей необычайностью.
Дескать, Ленинградская область почему такая вся из себя уникальная? Потому что граничит сразу с двумя государствами и занимает лидирующие в Северо-Западном регионе позиции по объёму экспорта.
- В таком случае, - перебила Светлана, - Псковская область ещё уникальней. Мы граничим с тремя странами и занимаем нижние строчки экспортных рейтингов!
Дан приказ ему на Запад
Чтобы как-то преодолеть этот геоэкономический парадокс, два года назад в Псковской области был создан Центр поддержки экспорта. В итоге всего за несколько дней до форума «ВЭД как инструмент развития региона» Российский экспортный центр опубликовал новый рейтинг, где Псковская область оказалась уже на втором месте.
Правда, не по объёмам экспорта, а по экспортоориентированности малого и среднего бизнеса. Что само по себе большое достижение.
Ещё одна важная новость. Одна из псковских фирм на днях прошла первый этап сертификации для получения маркировки Made in Russia.
А вы думали, этот лейбл автоматически присваивается каждому выпущенному в России товару? Как бы не так. Это же не просто этикетка, а специально разработанный международный экспортный бренд. Его ещё надо заслужить, а не просто так «лепить» на свой товар, как это делали по незнанию руководители одного очень известного псковского предприятия.
Скорее всего, первые псковские товары с маркировкой Made in Russia будут произведены в компании «Столбушинский продукт». Она у нас самая экспортноориентированная.
А там, глядишь, и другие производители подтянутся.
Кстати, псковичам неплохо было бы разработать и свой региональный экспортный бренд. Как это уже сделали, например, вологжане, у которых таких брендов даже несколько, благодаря чему само понятие «вологодский» стало одним из синонимов слова «качественный».
Псковские попытки сделать то же самое выглядят по меньшей мере комично, если не преступно. По крайней мере, Светлана Ярлыковская сказала на форуме, что ей всякий раз хочется пожаловаться в правоохранительные органы, когда она видит на прилавке товар с надписью «сделано в Пскове» или «настоящее псковское качество».
Даже нашумевший бренд «Своё» присваивается товарам и услугам не очень понятно, по каким критериям. Стоит ли после этого удивляться, что в том же Санкт-Петербурге слово «псковский» ассоциируется с горючим «творогом».
Поэтому на форуме в Пскове предприниматели жалели, что у нас в регионе до сих пор не создано какого-нибудь «Центра» по развитию «экспорта» в другие субъекты РФ. Пока председатель Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике Андрей Михеев их не утешил, что уже в ближайшие дни в его структуре появится специальный сотрудник, который вплотную займётся раскруткой псковских товаров и услуг и на межрегиональном уровне.
А пока Псковская область выбрана одним из 22 пилотных регионов по внедрению регионального экспортного стандарта, который был презентован на форуме с расчётом на то, что малые и средние псковские предприниматели теперь начнут активнее вносить в него свои поправки и предложения.
Уникумы
Сенсацией международного псковского форума «Внешнеэкономическая деятельность как инструмент развития региона» стало выступление директора научно-образовательного центра внешнеэкономической деятельности ПсковГУ Ольги Бакуменко, которая рассказала, с какой неистовой силой наш университет наращивает экспорт образовательных услуг.
Оказывается, на момент создания шесть лет назад в Псковском университете насчитывалось всего 43 иностранных студента из 9 государств. А сегодня их - 1300 из 44 стран мира.
В результате только за 2016-й год Псковская область заработала на экспорте знаний более 27 миллионов рублей. А по итогам 2017-го года университет обещает отчитаться перед регионом за ещё более внушительную сумму.
Благодаря системному подходу, конечно же.
Пока столичные эксперты ещё только уговаривают псковских субъектов малого и среднего предпринимательства создавать на предприятиях отдельную штатную единицу – экспортного менеджера, университет это сделал. В ПсковГУ в каждом структурном подразделении есть ответственный за внешнеэкономическую деятельность, рассказывала Ольга Бакуменко.
Псковские учёные вдобавок подружились с руководителями диаспор, да не только местных, а московских и петербургских.
Наконец, сотрудники ПсковГУ развели такую бурную деятельность в социальных сетях, что попали в рейтинг лучших иностранных вузов, составленный министерством образования Индии. И как следствие – приобрели больше ста «качественных студентов» только из одной этой страны.
А попутно разработали новый учебный курс по продвижению российской продукции в иностранных социальных сетях, который будет предложен потенциальным псковским экспортёрам уже в следующем году.
Такой грамотный подход и увлечённость делом настолько впечатлили исполнительного директора Ассоциации малых и средних экспортёров Юрия Шурыгина, что он сходу «назначил» ПсковГУ флагманом экспортёров российского образования и предложил совершенно бесплатно продвигать псковский университетский опыт на портале «Экспортёры России».
«Потом вам, конечно, придётся расхлёбывать последствия, - пошутил Юрий. – Но это ничего. Главное – ставить перед собой амбициозные задачи, а у вас это, как я погляжу, неплохо получается».
Сезам, откройся
Практическая часть международного форума в Пскове включала краш-тест экспортных проектов трёх предприятия: двух псковских и одного латвийского.
Со «Столбушинским продуктом» всё понятно. А, например, латыши из Резенкненского края рассказывали, как им вместе с производством форели в доломитовых карьерах удалось наладить экспорт не только рыбы и доломита, но и услуг по активному времяпрепровождению с рыбалкой и барбекю.
- Эээ, нет, ничего не выйдет, - спохватились российские участники форума, заподозрив латвийских гостей в рекламе санционки. – У нас ваша рыба под запретом! Это вам ответочка!
- Мы готовы покупать псковскую рыбу! - парировал докладчик.
И как выяснилось, не только рыбу. Латвийские производители туристических услуг были бы не прочь скооперироваться со своими псковскими коллегами и сообща создавать новые интересные маршруты.
Их останавливает только дороговизна российских виз. Ведь чтобы латвийская семья из трёх человек могла приезжать время от времени в Псковскую область, ей надо заплатить за визы больше тысячи евро. Понятно, что эта семья выбирает Грецию с авиабилетами из Риги по 50 евро, объяснил латвийский форелевый экспортёр.
Его горячо поддержала председатель Общественного совета по туризму при Государственном комитете Псковской области по культуре, директор ООО «Континент-тур» Светлана Баранова. Мол, и вообще пора уже переходить на выдачу прибалтам электронных виз, иначе «латыши с эстонцами так и будут гулять в выходные дни по Лондону, а не по Пскову».
Юрий Шурыгин вызвался лоббировать это предложение на уровне Ассоциации малых и средних экспортёров, а заодно посоветовал латвийским партнёрам самим стучаться во все российские чиновничьи двери под флагом развития псковского туризма. Дескать, это должно подействовать лучше любого «сезама».
Консул Латвийской республики в Пскове Эвия Думпе в ответ пригласила всех участников форума приехать в следующем году в её страну с бизнес-миссией.
Тем более, что это будет год 100-летия Латвии, подчеркнула она, и тем более, что Псков к тому времени выйдет на финишную прямую подготовки к Международным Ганзейским дням 2019 года, которые, как надеются псковские, и, как оказалось, не только псковские предприниматели, станут для регионального бизнеса «точкой роста», а не просто праздником.