История непредсказуема
Памятник культурного наследия регионального значения «Дом управляющего заводом Штейна» на Льва Толстого, 14 - элемент застройки Пскова губернского периода. Здание находится на одной линии с Заводоуправлением завода Штейна (Октябрьский проспект, 27) и управлением винными складами. Только дата его постройки по документам почему-то варьируется. По выписке из проекта объединённой зоны охраны объектов культурного наследия регионального значения, Дом Штейна датирован 1950 годом и обозначен как памятник конца ХХ века. А по паспорту 1991 года здание относят к началу ХХ века.
Расхождение датировок длиной практически в век нельзя назвать незначительным. И этот вопрос вдвойне принципиален, если речь заходит о памятнике культуры, который демонтируют буквально на глазах.
Недоумение общественников из-за разборки здания без проведения экспертизы дошло до городской прокуратуры, правда – пока осталось безответным. «Прошу провести экстренную проверку и принять меры в отношении заказчика данных работ», - пишет 14 марта псковичка Наталья Беляева прокурору города Пскова Александру Григорьеву. В комитете Псковской области по охране объектов культурного наследия тогда заявили, что противоаварийные работы с ними согласованы и планируется убрать только обгоревшие части второго этажа постройки.
«Подрядчик получил разрешение на проведение противоаварийных работ, проект согласован в начале марта», — рассказывает первый заместитель председателя регионального комитета по охране объектов культурного наследия Наталья Сергеева.
Покупка с условием
Оказывается, еще в мае 2016 года здание по договору купли-продажи приобрела фирма ООО «Эталон-Псков». Из данных на официальном сайте администрации города Пскова следует, что за объект культурного наследия фирма заплатила чуть более миллиона рублей. Теперь покупатель должен восстановить объект культурного наследия в соответствии с заданием комитета, чтобы здание окончательно перешло к нему в собственность.
«Есть такой способ приватизации — продажа муниципального имущества на конкурсе с определёнными условиями. В данном случае условие — это реконструкция. Договор купли-продажи уже заключён, а право собственности перейдёт после выполнения условий», — пояснила председатель комитета по управлению муниципальным имуществом города Пскова Лариса Морозова. Реконструкция Дома Штейна предполагает три этапа: 6, 21 и 39 месяцев. Следовательно, если всё пойдёт по плану, свой новый облик постройка обретет не ранее 2022 года.
Только вопросы к покупателю и проектировщиками начали появляться уже на первом этапе, главный из них – кто из специалистов или должностных лиц следит за происходящим?
«В процессе разборки там, где не все обгорело, надо проводить фиксацию, а это не только фотографии. Необходимо делать замеры, с масштабной линейкой. Тем более что в комитете сказали: в процессе разборки обнаруживаются неизвестные ранее проёмы. А это совсем другая картина судьбы дома», - рассказывает председатель Псковского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Ирина Голубева.
Авторский надзор
Для разборки здания будущему собственнику потребовалось как минимум две фирмы: проект противоаварийных работ на Толстого,14 выполняла группа компаний «Спектр», авторский надзор должна проводить уже другая организация - ООО «Ленинвестстрой», в которой, по словам специалистов, даже присутствует архитектор. Главная особенность авторского надзора – журнал, в котором фиксируются все работы на объекте. Надзорщик должен приехать на этой неделе, но, кажется, через пару дней фиксировать уже будет нечего. Второй этаж дома уже полностью разобран, первый – частично поврежден и продолжает разрушаться.
Еще один фигурант дела, которого надзорщик может не увидеть – каменная кладка лестничной клетки в середине Дома Штейна. Сотрудники комитета разрешили её разбирать, но позже оказалось, что эта часть дома как раз и есть предмет охраны, который подлежит сохранению. Это обычная практика, рассказывает Голубева, когда с одной стороны деревянное помещение, с другой – каменное, но вскрывается это только во время разбора конструкций.
«В комитете выходили на место и приняли решение разбирать каменную часть, потому что она деструктирована во время пожара. А это предмет охраны и совсем другое дело. И если её сейчас разбирают, они должны это актировать и исключать из перечня предметов охраны. Это делается через приказ комитета», - поясняет председатель псковского отделения ВООПИиК.
Все эти моменты как раз должен фиксировать автор проекта, чтобы потом при реконструкции учитывать положение вещей, но пока авторский надзор сюда доберётся, они могут превратиться в груду строительного мусора.
Самое печальное в этой истории, что проект противоаварийных работ, как и последующей реконструкции, не выносили на рассмотрение научно-методического совета. Проект, который согласован комитетом и по которому половины здания уже не существует – специалисты еще не видели.
В паспорте объекта культурного наследия 1991 года есть замечательная фраза: «Среди жителей дома бытует мнение о том, что хозяином до революции был управляющий Механическим заводом Штейне. Фамилии не помнят». Загадкой в этой постройке было и остается всё: начиная от даты её появления и проживания неизвестного человека по фамилии Штейне, заканчивая её будущим обликом и вопросом: материализуется ли здесь надзорщик?