Сотрудники Псковского музея бросили под ноги посетителям автопортрет художника Жбанова

В Пскове открылась выставка, на которой «вытереть ноги об художника/обидеть художника может каждый»

В Псковском музее-заповеднике открылась персональная выставка Анатолия Жбанова – основоположника и единственного представителя художественного направления под названием «путаный разум», которого его коллеги уже сегодня не стесняются называть гением и классиком псковского изобразительного искусства.

В Пскове открылась выставка, на которой «вытереть ноги об художника/обидеть художника может каждый»

У входа на эту выставку лежит автопортрет художника в виде коврика для ног. «О художника каждый может вытереть ноги/Обидеть художника может каждый», - подбадривает посетителей двусторонняя табличка, не оставляя им путей к отступлению, когда они осознают, что «вляпались» в арт-объект.

«Только не пиши про меня хорошо, напиши лучше плохо, - напутствовал корреспондента «Московского комсомольца в Пскове» Анатолий Жбанов. – А то напишешь хорошо и люди подумают: «Вот дерьмо этот художник». А напишешь плохо, они сразу поймут, что на эту выставку надо сходить. Будет мне реклама». И пригласил на уже изрядно замызганный ботинками первых посетителей выставки коврик со своим автопортретом: «Потопчемся!»

На одной из выставок в Германии восхищённые ранними работами Анатолия Жбанова немцы назвали его новым Рембрандтом, рассказывает его коллега Николай Москалёв. Этот период в творчестве Жбанова любят и ценят даже те псковичи, которые не приемлют его сегодняшних «выкрутасов».

Как объясняет сам Анатолий Васильевич, он в ту пору решал для себя «проблему касания» и старался сделать так, чтобы зрителя затягивало вглубь картины и чтобы пространство внутри неё было более осязаемым, чем пространство вовне. «Можно было бы продолжать эту тему и дальше, но зачем», - говорит он.

«Я частенько менялся, - покаялся на открытии своей персональной выставки Анатолий Жбанов. – Но всегда старался быть свободным».

Анатолий Жбанов родился в 1944 году в Смоленске, а в 1972-м закончил Ленинградское художественное училище имени В. А. Серова, но, по его же словам, учился в студенческие годы не только там, а где только мог, свободно посещая, например, знаменитую «Муху» (Художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной).

Поэтому когда к нему на его персональной выставке стали подводить юных художников, испрашивая у мэтра совета, куда этих детей лучше пристроить, Анатолий Васильевич не знал что ответить. Он верит, что учиться можно везде. А вместо совета рассказал, как будучи студентом смастерил себе для карнавала огромную шляпу-сомбреро, чтоб изображать в ней кубинца. И как эта шляпа на карнавале тут же пошла по рукам и исчезла в неизвестном направлении, что ничуть не расстроило художника, так как он счёл свою творческую задачу выполненной.

Многие его самые лучшие картины вот так же ушли в народ, не попрощавшись. Например, похожую на эту картину приобрела когда-то внучка Конрада Аденауэра.

Но любовалась она своим приобретением недолго. Как-то так получилось, что картину «псковского Рембрандта» у неё украли. Интересно, что знаменитая внучка не захотела мириться с этой потерей и заказала автору копию столь полюбившегося ей произведения. А он заодно сделал копию этой картины и для себя, но если на оригинале мужичок пил водку в одиночестве, то в повторе у него появилась дама (скучно же повторять картины точь-в-точь).

Вот эта картина написана минувшим летом. Называется «Аисты прилетели». Она про деревню Лопатово, где у Жбанова домик. Точнее, «она про то, как армяне оккупировали деревню, начали скупать опустевшие дома, а там таких много, и разводить своё хозяйство. Кто корову держит, кто огород. Но сами они не работают, а нанимают за копейки местных алкашей. Меня это затронуло».

На переднем плане соседи Анатолия Жбанова. «Слева мой хороший друг Ваня. Он раньше обижался, что я его не изображаю на своих картинах, а тут посмотрел и говорит: «Ну Толя, ну зачем ты меня так – со стаканом, с зелёным змием?..» - «А что, разве неправда». – «Ну правда, ну и что». – «Не переживай, зато будешь висеть в музее!»

Так и вышло. Благодаря художнику Жбанову деревня Лопатово Карамышевской волости Псковского района стала псковским Таити и одновременно космической чёрной дырой, которая стремительно всасывает в себя русскую Вселенную. По словам Анатолия Васильевича, он насмотрелся в этой деревне ТАКИХ ужасов, которых нет и не может быть в городе. Он увидел, как люди там спиваются от палёного алкоголя, а поля зарастают борщевиком.

Искусствоведы называют Жбанова философом и сравнивают его сегодняшние картины с лубком. А, например, старший научный сотрудник художественного отдела Псковского музея-заповедника Наталья Салтан сказала, что это ребусы, которые нужно разгадывать.

Один такой ребус под названием «Война» она разгадала. По словам искусствоведа, это полотно лучше всего можно было бы описать словами Радищева: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». А вся в целом персональная выставка Анатолия Жбанова, по словам Натальи Ивановны, лучше всего описывается вот этими словами из той же книги: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала».

«Анатолий Жбанов редкий в нашей скромно провинции художник с активной гражданской позицией, - подчеркнула Наталья Салтан. – Он не может спокойно смотреть, как вымирает псковская деревня. Это не только большой талант, но и большая смелость создавать подобные художественные обобщения и заставлять людей задумываться о происходящем».

В подтверждение этих слов Анатолий Жбанов на открытии своей персональной выставки в Псковском музее-заповеднике вместо рассказа о себе почти сразу же перешёл к рассказу о русской деревне, сожалея о том, что власти бросили эту деревню на произвол судьбы, хотя там ещё не всё потеряно.

Коллеги Анатолия Васильевича называют его большим русским художником и ценят за то, что «несмотря на все вылитые на него ушата грязи он остаётся человеком твёрдых убеждений и всегда шёл своей дорогой».

На открытии выставки они сказали, что он «удерживает корабль живописи на плаву» в современном агрессивном океане виртуальной реальности.

А ещё все его друзья и коллеги выстроились к Жбанову в очередь за автографами. «Раньше он отказывался давать автографы, - утверждают они. – А теперь наконец-то перестал жадничать».

Сокуратором персональной выставки Анатолия Жбанова стала выпускница Тартуского университета, младший научный сотрудник Псковского музея-заповедника Анастасия Аникеева. Работа над этой выставкой стала профессиональным дебютом в её карьере искусствоведа. Анастасия, по её же признанию, до сих пор ничего о художнике Жбанове не знала. Его картины произвели на неё такое сильное впечатление, что на открытии выставки она оказалась чуть ли не самой эмоциональной поклонницей художника.

«Пока я стояла и слушала других выступающих, я также услышала, как некоторые посетители выставки шёпотом говорили друг другу, что они ничего в картинах Жбанова не понимают, что это какая-то мазня. Я хочу объяснить, что это за «мазня», - сказала Анастасия, когда ей предоставили слово. -  Это искусство не столько для того, чтобы им любоваться, сколько для того, чтобы читать знаки, попытаться уловить смыслы, которые хотел донести автор. Благодаря этой выставке каждый из нас получил уникальную возможность посмотреть на современную реальность глазами художника и увидеть её проблемы. Здесь и война (на Украине и в Сирии), здесь и проблема алкоголизма в деревне. Здесь, как мне показалось, говорится о возрастающем влиянии церкви, с которым лично я не согласна!».

Многие первые посетители выставки потом подходили к Анатолию Васильевичу спросить, что он хотел сказать той или иной картиной. Например, картиной «Шарики тянут руки».

Оказывается, это видение «путаного разума» из истории депутатских заседаний по проблеме дома купца Сафьянщикова (Помните, какие в своё время разгорелись страсти вокруг этого старинного дома, где издавна размещаются мастерские и галерея творческого объединения «ПсковАРТ»? Художников из этого памятника чуть не попёрли, как сегодня Театр кукол из моленной дома Батова. Но Анатолий Жбанов со товарищи уберегли своё утлое судёнышко от тех виртуальных и невиртуальных бурь, сохранив для горожан хоть одно из немногих знаковых мест Пскова).

Одна девушка на открытии персональной выставки Жбанова к тому же хотела узнать, почему ко многим картинам художника приклеены зеркала или обломки зеркал. Хотя тут же сама на этот вопрос и ответила, когда созналась художнику, что некоторые картины специально обходила стороной, чтобы ни в коем случае не увидеть на них своё отражение.

«Я вначале хотел установить большое зеркало на входе, но потом передумал», - объяснил Анатолий Васильевич. А ещё сказал: «У меня есть мечта. Я бы купил такой большой-пребольшой глобус в человеческий рост и весь его изрисовал, истоптал, а потом подвесил на ниточке на самом видном месте».

Ну не нашлось пока соразмерного Анатолию Жбанову глобуса.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру