Порубить на дорожку
Коллективное заявление за авторством Виктории Ильиной на сайте change.org появилось меньше недели назад и стало последним аккордом в спектакле «Зачем вы рубите наш лес». Петицию подписали 265 человек.
Местные жители уверены: их незаконно лишили огромной парковой территории, которую называют лёгкими Великих Лук. Виктория Ильина пишет, что жители города знать не знали, что лес перевели из «зелёной» в зону, где разрешено строительство. При этом уже к концу 2016 года здесь было вырублено порядка 1000 деревьев (по мнению общественников – около 5 тысяч стволов; они считают, что здесь срублено как минимум в пять раз больше, чем было запланировано). Великолучане пожаловались, что вырубка идёт до сих пор, что велодорожки в лесном массиве шириной метров по 20. При этом в нескольких десятках метров площадка, где деревьев нет. Почему там не сделать дорожки?
Авторы обращения вообще указывают на то, что велодорожки можно было бы построить и на открытом поле. Бытует мнение, якобы власти собираются продавать базу частному лицу, как только она станет нерентабельной. Бумагу уже направили губернатору Андрею Турчаку и президенту Владимиру Путину.
Дежавю у президента
Причём президенту обращение могли бы и не слать. Неравнодушный великолучанин Олег Хайлов уже отправлял письмо в администрацию главы государства. Ответ получил, и, в принципе, может переслать его Ильиной: вряд ли ведомство Антона Вайно поменяет своё мнение об объекте.
Обращение Хайлова в администрации получили 5 декабря, тогда же на него и ответили: поставленными в письме вопросами должно заниматься министерство природных ресурсов и экологии, а также министерство спорта, куда оно и переправлено. В Минспорта сработали уже не так оперативно, однако уже 22 декабря Олегу Павловичу сообщили, что вырубка леса для велобазы под Великими Луками не предусмотрена в программе по развитию физкультуры и спорта. Обращение отправилось ещё ниже – в госкомитет Псковской области по физкультуре и спорту.
«Настоящий» ответ Хайлов получил 9 января 2017 года от замглавы администрации Великих Лук Ираиды Бушенковой. В нём написано, что строительство «Центра подготовки велосипедистов» ведётся строго в соответствии с проектно-сметной документацией, которую разрабатывал «Велинвестстрой», документация прошла государственную экспертизу. Рабочие должны были снести менее трети леса и сделали это уже к ноябрю 2016 года. В 2017 году планируется делать просеки для велодорожек.
Здесь мы встречаем первое расхождение официальной версии с обращением общественников, причём, не в пользу последних: если в документации указано, что сносить будут примерно треть лесопарковой зоны, а снесли в пять раз больше, то великолукский лес уже один раз срубили, потом высадили заново и вот уже почти срубили во второй раз.
«Здесь есть один момент, некое расхождение между тем, что пишут, и реальностью. Потому что, так скажем, общественники смотрят на всё это изначально скептически, по одной простой причине: это вырубка. Естественно, что любой нормальный человек будет относиться к вырубке как к чему-то негативному, - объясняет великолучанин, зампредседателя регионального отделения партии «Яблоко» Артём Медведев. - Но нужно понимать, что эта вырубка осуществляется на основе документов. Соответственно, [только] имея на руках эти документы можно давать некую правовую оценку тем действиям, которые осуществляются. А просто сказать, [осмотрев] визуально, что в 5 или 10 раз больше вырубили, наверно, сложно».
Не бесить автомобилистов
На претензии горожан о месте строительства велоцентра администрация тоже может ответить. Власти считают целесообразным именно эту лесопарковую зону потому, что по ней не проходят автомобильные дороги, а значит и пересекаться с велодорожками они не будут. Соответственно и спортсмены не рискуют попасть под машину. Кроме того, лес - экологически чистая зона. Местным велосипедистам это тоже только в помощь.
Сейчас все велосипедные соревнования местный спорткомитет выносит на Новосокольническую трассу. Дорога пусть и не федерального значения, но деревушки и на ней периодически встречаются, а движение довольно оживлённое, рассказывает Артём Медведев. Спортсмены же здесь не только соревнуются, но и тренируются, а это по понятным причинам небезопасно. Кроме того, это не нравится автомобилистам. «Представляете: вы едете 10 километров со скоростью 30 километров в час. Понравится вам это? Наверное, нет. Строительство велобазы – это избавление от данных проблем», - считает Медведев. Он также подчёркивает, что в лесу есть необходимый перепад высот, который тоже нужен для тренировок. Ведь просто ровная дорога – это стадион, который спортсменам не нужен, отмечает зампредседателя партии «Яблоко».
Куда уплывает древесина?
Отметим, что Медведев высказывает не столько своё, сколько общее мнение спортсменов и тренеров, с которыми он обсуждал строительство базы. К примеру, заслуженный тренер России, бывший глава местного спорткомитета Юрий Карпенков говорил нашему собеседнику, что нынешний вариант строительства велоцентра, по его мнению, разумен и в житейском, и в спортивном плане.
Единственное, что вызывает вопросы и у общественников, и у Артёма Медведева, куда отправляется срубленный лес. Древесину можно использовать и при строительстве базы, и продавать «налево». То есть коррупционная составляющая здесь может быть. Глава великолукского спорткомитета Александр Гаврилов подтвердил, что знает о ситуации, но по телефону ответить на вопросы корреспондента «МК в Пскове» отказался. Занятой в понедельник оказалась и Ираида Бушенкова. Судя по публикациям в местных СМИ, вырубленный лес хранится на территории Великих Лук и находится на балансе города, то есть должен пойти на нужды южной столицы Псковской области.
«МК в Пскове» продолжит следить за развитием ситуации, но, видимо, общественники и власть вновь не поймут друг друга: ведь одним под Великими Луками нужен привычный лес, другим – велосипедная база. Угодить и тем, и другим вряд ли удастся.